Этапы умственного развития ребенка: концепция Пиаже

Большая часть существующих концепций развития человека утверждает — индивид формируется поэтапно (от стадии к стадии). Для того, чтобы достигнуть взрослости он должен поочередно проделать путь из некоторого количества стадий. Для наглядного изображения интеллектуального развития детей имеется ряд методик. Одни ученые полагают, что интеллектуальное развитие – беспрерывная и постоянная очередность стадий, причем каждая следующая заблаговременно подготовлена предшествующей. Другие считают, что развитие детей – очередность реорганизаций, содержащих дополнение либо сдерживание тех или иных функций в конкретный период. Остановимся на концепции Пиаже, где этапы умственного развития ребенка делятся на три большие стадии.

Сенсомоторный этап (с рождения до двух лет)

На данном этапе малыш познает основы моторики и сенсорики. Говоря иными словами, ребенок учится выполнять следующие действия: слушать, рассматривать, ударять, рвать, мять, сгибать, подталкивать, сыпать. Это обязательно нужно помнить родителям малыша, особенно когда ребенок встает на ноги. Таким образом, на базе тех механизмов, которые были переданы ребенку по наследству и первичных приобретенных им моторных функций, понемногу начинает совершаться объединение друг с другом различного рода операций. Что, в свою очередь, является толчком для создания новейших ресурсов, при помощи которых, возможно, достижение конкретных целей.

Сенсомоторный этап содержит в себе шесть стадий

  • Врожденные рефлексы (от 0 до 1 месяца). У ребенка имеются сосательный и хватательный рефлексы. Они возбуждаются наружными стимулами и вследствие регулярного повторения совершенствуются.
  • Моторные способности (от 1 до 4 месяцев). При виде бутылочки с едой ребенок как бы начинаем причмокивать и делать сосательные движения губами, а также пытается ухватить ее рукой. Данные способности сформированы у него, как условные рефлексы.
  • Циркулярные реакции (от 4 до 8 месяцев). Ребенок пытается ухватить игрушку, которая подвешена на нитке с той целью, чтобы она загремела или запищала. Данный опыт формируется вследствие формирования координации между моторными схемами и перцептивными системами.
  • Координирование целей и средств, для их достижения (от 8 до 12 месяцев). Все без исключения действия производимые ребенком становятся наиболее намеренными, он ориентирован на результат и уж тем более на положительный исход своей миссии. К примеру, он отодвигает руку человека проводящего эксперимент, для того чтобы достать скрытую за ним игрушку.
  • Новые открытия, позволяющие достичь цели (от 12 до 18 месяцев). Их свершение происходит, как правило, случайно, однако, порождает у детей развитие взаимосвязи между воздействием на предмет и его итогом. Например, потянув на себя одеяло, малыш способен достать игрушку, располагавшуюся на его конце.
  • Новые изобретения, позволяющие достичь цели (от 18 до 24 месяцев). При возникновении у ребенка тех или иных задач, он пытается найти для них оригинальное решение, вследствие уже существующих у него методов, опыта проделанных операций и имеющихся мыслей.

Этап определенных действий (от двух до одиннадцати лет)

Возникает последующий переход действий и их преобразование в операции, дающие ребенку возможность сопоставлять, систематизировать, определять, располагать предметы рядами и т.д. Таким образом, сталкиваясь с определёнными предметами, ребенок устанавливает, тот факт, что созданные им объекты, которые он закончил возводить, можно уничтожать, а затем воссоздавать по-новому, точно так же или в ином виде. Так, ребенок начинает узнавать, что имеются конкретные виды операций, которые обратимы и имеют все шансы интерпретироваться в единые структуры. Это дает ему возможность оперировать такого рода значениями, как численность, размер, количество, масса, вместительность, объем и т. д.

Предоперациональная стадия (от 2 до 5 лет)

Предполагает собою первый период формирования структур психики ребенка путем приобретения жизненного опыта. Для него свойственно формирование условного мышления, дозволяющие ребенку демонстрировать для себя предметы либо стимулы при помощи образного мышления и называть их, либо наименованиями, либо знаками, но никак не прямыми действиями. Но, тем не менее все те операции, которые ребенок стремится совершить на данном этапе, урезаны и еще слишком ограничены спектром мышления и его эгоцентрическим нравом. На данном возрастном отрезке, по-видимому, он еще не готов принимать во внимание разнообразные нюансы этой ситуации. Здесь ребенок только учится взаимодействовать с предметами.

Первая степень определенных действий (с 5 до 8 лет)

Эта стадия достигается, в том случае, если ребенок способен осознать, что два показателя предмета, к примеру, его фигура и вещественное количество, никоим образом не находятся в зависимости друг от друга. То обстоятельство, что одна сосиска толстая, а другая, наоборот, худая никак не оказывает влияние на то количество пластилина, которое было взято, для их формирования. Данное понимание о сохранении отдельных свойств предмета расширяется и переходит на используемый материал в каждом конкретном предмете, на его длину, а затем, в последующей степени формирования – на его размер и вес. На данном интервале развития ребенок обретает умение располагать предметы рядами (к примеру, по размеру, от большего к меньшему и наоборот) и их систематизации (раскладывает по цветам, красный к красному или же по изображениям на картинке, кроликов к роликам и т. д.).

Вторая степень определенных действий (с 8 до 11 лет)

Теперь ребенок, кроме понятия о сохранении массы, и объема, приобретает ещё и понимание о таких величинах, как время и скорость, а также знакомится с понятием эталон. По завершении данного этапа ребенок, помимо всего прочего, основательнее осознает и связь между свойствами предметов; что дает ему возможность организовывать объекты в пространстве, разрешать задачи, связанные с перспективой либо решать элементарные физические вопросы, и показывает ему подход к логическому мышлению, присущему старшим школьникам и взрослым.

Этап внешних действий (с одиннадцати до пятнадцати лет)

На конкретном этапе развития, мыслительные действия имеют все шансы реализовываться в отсутствии той или иной определенной опоры. По сути, разговор идет об отвлеченном абстрагированном мышлении, основанном на гипотезе и дедукции.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *