Полоса признания советской страны годы

«Полоса признаний» СССР (1924–1925 гг.)

«Полоса признаний» СССР – серия дипломатических признаний СССР в 1924-1925 гг., начало которой положило новое лейбористское правительство Великобритании, за ним последовали правительства ещё 12-ти государств Европы и Азии.

Предпосылки

Выход Советской России из внешнеполитической изоляции начался ещё в ходе Гражданской войны. В феврале 1920 г. с тремя республиками Балтии и Финляндией советским правительством были подписаны мирные договоры. Тогда же нарком иностранных дел Г. Чичерин сформулировал концепцию о «мирном сосуществовании» государств с разным социальным строем.

В 1921 г. СССР подписал мирные договоры с Афганистаном, Ираном, а также с Монголией и Турцией. Тогда же было подписано первое советско-британское торговое соглашение. Советские суда получили доступ к проливам, британские – к основным советским портам. Но развитию двухсторонних отношений мешала жёсткая позиция консерваторов по проблеме долгов предшественников советского правительства.

На Генуэзской конференции 1922 г. «долговую проблему» так и не решили, зато советская делегация заключила Раппальский договор с Германией, восстанавливающий дипломатические, экономические и торговые отношения.

Деятельность Коминтерна в 1923 г.

Усиление протестных настроений в Германии было использовано советским руководством и подконтрольным ему Коминтерном для попытки «экспорта революции». Но выступления, инспирированные и поддержанные Москвой, были подавлены.

В январе 1924 г. были подавлены выступления рабочих в Польше и в Болгарии. Надежда на распространение «пожара мировой революции» растаяла. Возобладала прагматичная линия Г. Чичерина.

Фактор НЭПа

Провозглашённая в 1921 г. новая экономическая политика (НЭП) за три года кардинально изменила экономическую ситуацию в стране. Золотой советский червонец хорошо зарекомендовал себя на валютных биржах, а предложение режима концессии привлекало иностранных инвесторов.

Бизнесмены крупнейших европейских держав принуждали свои правительства возобновить торгово-экономические отношения с Россией. Европа нуждалась в сырье и товарах из России, а начавшаяся индустриализация остро ставила вопрос о необходимости привлечь в страну капиталы, специалистов, оборудование и технологии наиболее развитых стран.

Победа лейбористов в Великобритании и признание СССР

В январе 1924 г. консерваторы проиграли выборы в парламент, и премьер-министром Великобритании стал лейборист Д. Макдональд. Уже через месяц новое правительство страны признало СССР.

Тогда же Д. Макдональд предложил создать двустороннюю комиссию, которая должна была найти решения экономических и политических разногласий между двумя странами.

Италия и Франция

В обеих странах сменились правительства: в Италии к власти пришёл Б. Муссолини, во Франции – Э. Эррио. Как и в Великобритании это склонило чашу весов в пользу СССР.

Но в отношениях с Францией и после признания сохранялось напряжение из-за нерешённой «долговой проблемы». Более 1,5 млн. французов в своё время стали кредиторами царского правительства. Это вынуждало руководство страны продолжать «жёсткую линию».

Возобновление дипотношений с Китаем

Препятствием служило отсутствие полноценной центральной власти, способной контролировать все провинции. Но в мае 1924 г. Л. Карахан всё-таки сумел подписать в Пекине договор об установлении дипотношений и о признании Китаем прав СССР на КВЖД, часть которой осталась на китайской территории.

Признание СССР другими странами

После восстановления дипотношений с основными европейскими державами, СССР был официально признан Данией, Норвегией и Швецией, а также Австрией, Грецией и Японией (в 1925 г.).

Всего за 1924-1925 гг. 13 государств признали СССР.

Позиция США

Республиканское правительство в те годы оставалось в парадигме «крестового похода против большевизма». Но это не помешало крупному американскому бизнесу активно сотрудничать с советской властью в разных сферах и внести большой вклад в индустриализацию СССР.

Дипломатические отношения были установлены только после прихода в Белый Дом демократа Ф. Д. Рузвельта в 1933 году.

То, что Г. Чичерин называл «экономической действительностью», оказалось сильнее идеологических противоречий и старых обид. Советское правительство пошло на либерализацию экономики, иностранные государства – сняли ультимативные требования (по долгам, реституции и пр.) и признали СССР полноценным субъектом международного права.

Историческое значение

Официальное признание СССР ведущими странами Запада и Востока способствовало успеху плана индустриализации и бурному росту экономической мощи страны. Это позволило СССР стать одним из ведущих игроков глобальной политики, и в последствии одним из центров силы двухполярного мира.

Источник

Признание СССР: начало и хронология событий

  • 27 Декабря, 2019
  • События
  • Владимир Яковлев

Дипломатическое признание государства на международной арене – необходимое условие для того, чтобы данное государство могло в полной мере успешно функционировать, решать свои задачи и выстраивать внешнеполитический курс с учетом интересов других государств. Пожалуй, именно в XX веке международное право и межгосударственные взаимоотношения получили небывалое доселе значение. Несмотря на многочисленные кризисы и глобальные противоречия в отношениях между государствами, которых было слишком много в двадцатом столетии, необходимость функционирования системы, в которой был бы возможен диалог между странами, была ясна всем.

Новая Россия в мировой политике

Союз Советских Социалистических Республик – молодое государство, оформившееся в 1922 году на месте бывшей Российской империи, которое неизбежно должно было стать субъектом международных правоотношений. Вполне естественно, что это была все та же Россия, пусть и кардинально реорганизованная, а с Россией на международной арене всегда приходилось считаться. Но советский режим, крепко установившийся после двух революций и Гражданской войны, в 20-е годы 20-го века не воспринимался другими государствами устоявшимся. По приходу к власти большевиков многие верили, что этот режим не протянет и нескольких месяцев. Эти прогнозы не оправдались.

Внешнеполитический курс СССР

Большевистский режим выстоял. Но внешнеполитический курс СССР был противоречивым в силу двух тезисов В. И. Ленина, которые должны были определять внешнюю политику Советского Союза. Первый тезис, так называемый принцип пролетарского интернационализма, базировался на вере большевиков в мировую социалистическую революцию, которая казалась им пусть и далекой целью, но вполне реальной и осуществимой. Средства для достижения этой цели были самые разные, порой не исключалось даже вмешательство во внутренние дела суверенных государств. Суть же принципа пролетарского интернационализма состояла в поддержке рабочего класса и антикапиталистических движений в других странах мира.

Читайте также:  Монеты стран мира каталог монет

В свою очередь, второй тезис, принцип мирного сосуществования с капиталистической системой, вступал в явный диссонанс с первым. Этот принцип был похож на своего рода уступку, его суть заключалась в признании необходимости взаимодействия с капиталистическим миром и прекращения изоляции Советского Союза на международной арене. Было необходимо наладить политические и экономические связи новообразованного государства.

Серьезные потери

Октябрьская революция не принесла для западных стран ничего хорошего — капиталы, инвестированные в различные материальные объекты на территории России, были для них потеряны. А первое в мире социалистическое государство самим фактом своего образования несло в себе угрозу для капиталистического мира. Поэтому западные государства не торопились с признанием СССР и налаживанием с ним каких-либо связей, во время Гражданской войны некоторые из них оказывали поддержку белому движению и даже засылали на территорию нашей страны интервентов и террористов. Однако подобное положение дел не могло длиться вечно, было необходимо волей-неволей налаживать взаимоотношения с новообразованным государством, а также попытаться вернуть потерянные после революции средства, инвестированные в различные объекты на территории бывшей Российской империи.

Генуэзская конференция

В частности в апреле 1922 года прошла Генуэзская конференция, посвященная вопросам о долгах Российской империи и потерях иностранных капиталистов, чье имущество было национализировано после Октябрьской революции. Представителем СССР на этой конференции выступал нарком иностранных дел Г. В. Чичерин. Однако добиться компромисса на этой конференции не получилось, вышла совсем забавная ситуация — по подсчетам Советского правительства, сумма ущерба от интервенции западных государств во времена Гражданской войны превысила сумму долгов царской России и Временного правительства, вместе взятых.

Первые соглашения

31 марта 1920 года — день подписания советско-эстонского торгового договора. Было положено начало торговых отношений СССР с европейскими странами.

А спустя год, 16 марта 1921 года, был подписан советско-английский торговый договор, имеющий достаточно большое значение — Англия являлась одной из ключевых капиталистических держав в XX столетии.

6 мая 1921 года — день подписания советско-германского договора, который положил начало не только торговым операциям между СССР и Германией, но и установлению дипломатического контакта — Германия признала представительство РСФСР на своей территории.

Дальше дело было за малым, и вскоре соглашения стали подписываться одно за другим. Соглашения с СССР заключили такие страны, как Норвегия, Дания, Чехословакия, Австрия, Италия, Польша, Латвия, Литва, Эстония, Финляндия.

1921 год также ознаменовал собой расширение сфер влияния СССР на Востоке, были заключены соглашения с такими странами, как Иран, Турция и Афганистан. Но до дипломатического признания СССР дело пока не дошло.

Дипломатическое признание СССР

Активное признание Советского Союза на политической карте мира началось в 1923 году. Первой страной, признавшей СССР, был Афганистан. Затем, все в том же 1923 году, Советскую Россию признали такие страны, как Германия, Монголия, Иран, Финляндия, Польша, Турция.

Большое значение имело признание СССР Великобританией в 1924 году — ее правительство во главе с Д. Макдональдом заключило с нашей страной несколько соглашений и признало ее де-юре. Затем СССР признала Италия, правительство Б. Муссолини, а затем — Франция, все в том же 1924 году.

Также в 1924 году СССР был признан Норвегией, Грецией, Швецией, Австрией, Францией, Мексикой, Албанией, Хиджазом и Китаем.

На 1925 год приходится признание СССР со стороны Японии.

А в 1926 году СССР был признан тремя странами — Саудовской Аравией, Исландией и Уругваем.

В каком году США признали СССР? В 1933-м, и это событие внесло существенные изменения в состояние дел в мировой политике. Также в 1933-м СССР был признан Испанией, в 1934-м — Венгрией, Румынией, Чехословакией и Болгарией.

В 1935 году СССР признала Бельгия, и лишь в 1940-м — Югославия.

СССР и США

Соединенные Штаты Америки не признавали Советский Союз очень долго. Ведь Америка и по сей день считается оплотом капитализма, и признавать произошедшую социалистическую революцию, угрожающую своим примером благосостоянию американской элиты, никому не хотелось.

Однако время шло, и Советский Союз показывал достаточно выдающиеся результаты в различных сферах, начиная с ликвидации безработицы и заканчивая внушительным развитием промышленности. В тот момент времени США не могли похвастаться благополучным положением дел — разразилась Великая депрессия, в 30-е годы в стране насчитывалось до 17 миллионов безработных, обанкротилась половина банков, а уровень промышленного производства рухнул более чем на 40 %. Вопрос о рассмотрении СССР как торгово-экономического партнера встал довольно остро, особенно учитывая интересы частных инвесторов и финансистов, практически однозначно высказывающихся за нормализацию отношений с бывшей Российской империей. Собственно, признание США СССР в текущих условиях было неизбежно.

Политическая ситуация в мире складывалась довольно непросто. Необходимость обретения политического союзника в лице СССР объяснялась в силу нескольких факторов, в числе которых были агрессивная политика милитаризации в Японии и растущая угроза из Германии, где к тому моменту уже пришли к власти нацисты. А Советский Союз в 30-е годы XX века уже имел достаточно высокий авторитет на международной арене и являлся в принципе одной из наиболее значительных политических сил в мире.

Итак, год признания СССР со стороны США — 1933-й. Придя к власти в 1933 году, новый президент США Ф. Рузвельт выбрал курс на сближение с Советской Россией. Политические круги в разных странах мира восприняли эту новость по-разному, многих она даже застала врасплох, в частности японцев. Однако с фактом признания СССР со стороны США, который довольно существенно изменил политическую ситуацию на земном шаре, всем пришлось смириться. Мировая политика вступала в новый этап своего развития. Назревало обострение отношений между отдельными государствами, на горизонте начинала появляться угроза военных действий.

Заключение

Советский Союз, пройдя достаточно длительные этапы восстановления сил, после того как в стране произошли две революции и Гражданская война, все же довольно быстро встал на ноги. На политической карте мира вновь появился серьезный игрок, с которым нельзя было не считаться, — год от года не признавать этот факт западным государствам было все сложнее. Поэтому дипломатическое признание СССР было закономерным и предсказуемым процессом, который только юридически закрепил очевидность существования обновленной России, вопреки всему поднявшейся вновь с колен.

Читайте также:  История развития африканских стран

Источник

Полоса международного принятия СССР

ПРОРЫВ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ БЛОКАДЫ

«Скучной и бесполезной» оказалась, по словам Красина, Гаагская конференция, проходившая летом 1922 г. (завершила свою работу 20 июля), она не урегулировала экономических отношений между Советской Россией и Западом.

Однако единственным правительством в мире, которое открыто объявило о невозможности развивать отношения с СССР, пока у власти будут находиться большевики, было правительство США. В этот период только оно выдвинуло требование бойкота советской экономической системы.

Наступивший 1923 г. вызвал в определенных партийных кругах СССР надежду на мировую революцию. Обстановка в Германии, связанная с оккупацией Францией Рурской области (в ответ на задержку Германией выплаты очередной суммы репараций), побудила руководителей большевиков сделать ставку на немецкую революцию. Пользуясь наибольшим авторитетом в Коминтерне, Зиновьев и Троцкий стремились «подтолкнуть» вооруженное восстание рабочего класса Германии, видя в нем много сходных черт с российским Октябрем. Выступление в Германии было, между тем, подавлено. Были разгромлены рабочие движения в Болгарии и Польше.

Международные события начали резко меняться в начале 1924 г. В январе английские консерваторы потерпели поражение на парламентских выборах. Лидер лейбористской партии Д. Р. Макдональд стал премьер-министром.

1 февраля 1924 гг его правительство признало СССР де-юре и предложило организовать англо-советскую комиссию для изучения нерешенных экономических и политических проблем в отношениях между двумя странами.

Инициатива Англии вызвала волну признаний советского правительства и другими странами Запада в 1924-1925 гг. 7 февраля 1924 г. итальянское правительство Б. Муссолини формально признало СССР. В Советском Союзе считалось, что Италия может существенно помочь в развитии южных окраин страны, как это делала Германия в отношении центральных районов СССР.

Придерживаясь на протяжении ряда лет жесткой антисоветской позиции, Франция в лице председателя нового правительства Э. Эррио официально признала СССР 28 октября 1924 г. Между тем экономические проблемы франко-советских отношений были почти неразрешимы, так как ни одна из сторон не хотела идти на уступки в вопросе о государственном долге дореволюционной России. Наркомат иностранных дел СССР в тот период рассматривал отношения с Францией как средство оказывать давление на Германию и удерживать последнюю от переориентации в западном направлении. Франция же со своей стороны ни под какими предлогами не желала инвестировать средства в советскую экономику.

Важным результатом советской внешней политики на Дальнем Востоке стало восстановление связей с Китаем. Этот процесс носил сложный и длительный характер, поскольку эта страна была расчленена на несколько частей, в каждой из которых имелся свой правитель. Только в мае 1924 г. видному советскому дипломату Л. М. Карахану удалось подписать в Пекине соглашение с Китаем о возобновлении дипломатических отношений и о сохранении контроля СССР над Китайско-Восточной железной дорогой (КВЖД), проходившей по территории Маньчжурии.

В 1924 г. Советский Союз установил дипломатические отношения с Австрией, Норвегией, Швецией, Данией, Грецией. В январе 1925 г. – с Японией. Всего за этот период СССР признали 13 государств.

Широкому дипломатическому признанию СССР в значительной мере способствовал переход к нэпу. В 1923-1925 гг. на биржах капиталистических стран в качестве твердой валюты стали котироваться советские червонцы. В марте 1924 г. червонец на Нью-Йоркской бирже котировался в 5 долларов 20 центов (правда, необходимо помнить, что 1 червонец равнялся 10 рублям и, следовательно, советский рубль котировался в 52 цента). Котировка червонцев за границей прекратилась в 1926 г. после запрещения вывозить их из страны.

И.С. Ратьковский, М.В. Ходяков. История Советской России

ПРИЗНАНИЕ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ВЕЛИКОБРИТАНИЕЙ

Особенно остро к концу 1923 г. стал вопрос о признании СССР перед английским правительством. Неустойчивость международного положения, экономический кризис, сужение европейского рынка, прогрессирующий рост безработицы в Англии явно не могла быть преодолены без экономического и политического сближения с СССР.

Позже, в 1924 г., упрекая английскую дипломатию в затягивании этого насущного для Англии вопроса, Ллойд Джордж говорил, что «Россию нужно было признать немедленно после того, как Франция заняла Рур».

Даже консервативная английская печать — правда, со многими оговорками — высказывалась осенью 1923 г. за восстановление нормальных отношений с СССР. Немедленного признания СССР требовали рабочие массы Англии и общественная организация «Руки прочь от России».

Недовольство антисоветской политикой Керзона было глубоким и всеобщим. Это сказалось во время декабрьских выборов в Палату общин. Все промышленные центры, за исключением Бирмингама, голосовали против консерваторов.

Консервативное правительство пало. С ним сошёл со сцены и Керзон. Он умер в 1925 г., лишь ненадолго пережив свою политическую смерть.

Пришедшее к власти лейбористское правительство во главе с Макдональдом было обязано своим успехом в значительной мере популярности лозунга признания СССР, провозглашённого в качестве одного из первых пунктов предвыборной программы лейбористов.

Доказывая необходимость расширения русско-английской торговли, Макдональд писал в

своей книге «Внешняя политика рабочей партии»: «Когда отказ в дипломатическом признании какого-либо народа связан с отказом от торговли с этим нарядом, то это безумие обходится весьма дорого».

На митинге в Альберт-холле 8 января 1924 г. Макдональд обещал радикально изменить политику Англии в русском вопросе. Это намерение отнюдь не объяснялось симпатиями самого Макдональда к СССР. Отрицательное отношение лидера лейбористов к «русскому эксперименту» было достаточно известно. Но признания СССР требовали широкие массы и особенно рабочий класс Англии. С другой стороны, деловые, торговые круги Англии всё чаще вспоминали об обширных русских рынках.

Сокращение рынков в связи с растущей экономической самостоятельностью английских доминионов и сближением некоторых из них, например Канады и Австралии, с США вызывало в Англии серьёзную тревогу. Эта тревога усилилась, когда Германия установила дипломатические и торговые отношения с Советской Россией. Наконец, опасение англичан вызывало развитие национально-освободительного движения в странах Востока.

В своей речи на митинге в Альберт-холле, касаясь вопроса о взаимоотношениях Афганистана и СССР, Макдональд подчеркнул, что, не установив дипломатических отношений с СССР, он не имеет официальных путей для протеста против «большевистской пропаганды» в странах Востока.

«Я хочу торговли, я хочу переговоров, — заявил Макдональд. — Я хочу спокойствия повсюду — от берегов Японии до берегов Ирландии».

Речь Макдональда в Альберт-холле была сочувственно встречена английской буржуазией. Это было вполне понятно: премьер заверял, что в своей иностранной политике он будет держаться исконных британских традиций.

Читайте также:  Основные формы государственного устройства зарубежных стран

«Я взываю не только к вашему здравому смыслу, — убеждал Макдональд английскую буржуазию. — Я взываю к нашей истории. Я взываю к обычаям и практике нашего Министерства иностранных дел. В этом смысле мы не будем новым правительством. Мы будем рабочим правительством, применяющим те самые принципы, которые стали историческими в деятельности нашего Министерства иностранных дел».

«Это немного, — заявляла газета «Times» в ответ Макдональду, — но во всяком случае это является удовлетворительным признаком того, что рабочее правительство, базируясь на чисто внутренней программе, не будет упускать из виду и мировых интересов Британской империи».

Ожидания «Times» оправдались. Макдональд не только не изменил направления британской политики в отношении Индии, Египта, Китая и других внеевропейских стран, но и не пошёл сразу на разрыв с прежним антисоветским курсом официальной английской дипломатии. Лейбористское правительство даже не решилось послать СССР ноту о его немедленном признании.

Говоря о причинах, в силу которых признание СССР не произошло так быстро, как ожидали, газета «Daily Telegraph» 28 января 1924 г. сообщила, что «чиновники и эксперты Министерства иностранных дел указали новому правительству на технические затруднения, возникающие при признании советского правительства без предварительных переговоров»),

«Эти работники, — добавляла газета, — разъяснили Макдональду, что вопрос заключается не в том, чтобы Европа признала Советскую Россию, а, наоборот, чтобы Россия признала Европу».

Большое влияние на Министерство иностранных дел оказывала и позиция британских кредиторов России. Правда, считаясь с общественным мнением, они соглашались отложить практическое удовлетворение своих претензий на более поздний срок; тем не менее они требовали немедленного согласия СССР на возмещение якобы нанесённых им убытков.

Всё же 2 февраля 1924 г. британский официальный агент в Москве Ходжсон в ноте на имя народного комиссара иностранных дел известил, что правительство Великобритании «признаёт Союз Советских Социалистичес-ких Республик как правительство де юре тех территорий бывшей Российской империи, которые признают его власть».

Английское правительство предлагало советскому правительству прислать в Лондон представителей, снабжённых необходимыми полномочиями, «для выработки предварительной основы окончательного договора, решающего все имеющиеся между обеими странами вопросы».

2 февраля 1924 г. заседавший в это время II съезд Советов СССР заслушал внеочередное сообщение Наркоминдела о признании СССР Англией и принял резолюцию, в которой приветствовал этот акт английского правительства.

Съезд выразил удовлетворение тем, что «результатом соединённых усилий миролюбивой политики советского правительства под руководством В. И. Ленина и громко выраженной упорной воли английского народа явилось, наконец, установление нормальных отношений между двумя странами в форме, достойной великих народов обеих стран и закладывающей фундамент для их дружественного сотрудничества».

Съезд заявил, что «сотрудничество народов Великобритании и СССР неизменно останется одной из первых забот союзного советского правительства».

История дипломатии / под ред. В.П. Потемкина.

ИНОСТРАННЫЙ КАПИТАЛ В СССР В ПЕРИОД НЭПА

Потребность в привлечении иностранных капиталов выявилась практически сразу после Октября 1917 г. Она диктовалась стремлением быстрее преодолеть экономическую и техническую отсталость, усугубленную хозяйственной разрухой. Предпосылки для подобных надежд имелись: США и Германия рассматривали Советскую Россию как емкий рынок для своей экономической экспансии. Еще во время заключения Брест-Литовского договора с Германией было подписано финансовое соглашение о выплате возмещения за национализированное имущество. Одним из условий обеспечения этих обязательств являлось предоставление Германии нефтяных и других концессий.

Более широко вопрос о сотрудничестве с финансово-промышленными группами западных стран встал весной 1918 г. Концессии предлагалось рассматривать как своего рода уступку за сепаратный выход из войны, национализацию иностранной собственности и аннулирование долгов. На I съезде совнархозов 26 мая 1918 г. были распространены «Тезисы об условиях привлечения иностранного капитала в товарной форме», в которых была предпринята попытка сформулировать основные принципы концессионной политики. Были факты и более конкретного характера.

В целом иностранный капитал не принял в 1918 — 1920 гг. советские предложения о концессиях. Соответствующие условия возникли только после окончания гражданской войны и решения Верховного Совета Антанты в январе 1920 г. о ликвидации экономической блокады РСФСР.

Следует иметь в виду, что полного единства в советском руководстве по вопросу о концессиях не было. Среди партийных и государственных лидеров выявились две точки зрения. Л.Б. Красин, Г.Я. Сокольников, Г.В. Чичерин защищали необходимость экономического компромисса с мировым капиталом, другие же считали, что концессии не только противоречат сущности советского пролетарского государства, но и ослабляют мировое рабочее движение. В 1921-1924 гг. тон в критике концессионной политики задавали Л.Д. Троцкий, Г.Л. Пятаков, Е.А. Преображенский, обвинявшие сторонников привлечения иностранного капитала Л.Б. Красина и Г.В. Чичерина в «пессимизме по отношению к нашим внутренним силам».

Следует отметить, что в 1921 — 1927 гг. концессии были заключены практически во всех сферах народного хозяйства, однако численно преобладали в системе промышленного производства, на долю которого приходилось в общей сложности 64 договора, или 60,4 % всех концессионных соглашений. Значительной была доля концессий в сфере торговли — 21 договор (20 %).

Нельзя не подчеркнуть и такое важное обстоятельство, как приобретение концессий представителями самых различных стран. Их можно разделить на несколько групп. К первой группе относились высокоразвитые в промышленном отношении европейские страны (Германия, Англия, Франция, Голландия) и США, заключившие 60 концессионных договоров. Ко второй — 5 других европейских стран (Австрия, Норвегия, Дания, Италия, Бельгия) и Канада, получившие 19 концессий и одну совместную. Третья группа представлена странами, возникшими на развалинах Российской империи: Польша, Финляндия, Латвия, Литва, Эстония, — заключившие 15 концессионных договоров. На долю четвертой группы, в которую вошли восточные соседи России (Китай, Персия, Япония, Турция), приходился 21 договор.

Бесспорным лидером в указанный период по числу концессий была Германия, которая имела 24 концессионных договора (22,6 % от общего числа) во всех сферах экономики, кроме связи. Этому способствовало военное сотрудничество СССР с Германией после заключения Рапалльского договора. В рамках данного сотрудничества были выданы концессии фирме «Юнкерс» для развития производства на двух авиационных заводах, осуществлялось строительство заводов по производству ядовитых газов, артиллерийских снарядов и подводных лодок. За Германией следовали США (16 соглашений, в т.ч. одно совместно с Канадой) и Англия, имевшая 12 концессий.

Источник

Оцените статью