Конфедеративная форма государства страны

Конфедерация — это что за форма государственного устройства?

В теории государства и права всегда велись споры по поводу формы государства. Это сложное понятие состоит из нескольких взаимосвязанных структурных элементов, которые, в свою очередь, также являются сложными механизмами. Форма государства помогает познавать страны, изучая их форму территориального устройства, политический режим, форму правления. В совокупности все эти элементы дают возможность разобраться в самых незначительных особенностях той или иной державы.

Государственных форм очень много, при этом все они абсолютно разные по своей сути. Но в представленной статье мы разберёмся не с формой в целом, а с её особым элементом – формой территориального устройства.

Форма территориального устройства государства

Многие учёные-классики, изучающие теорию государства и права годами, выделяют следующие типы территориальной организованности государства, а именно:

Если не вдаваться в подробности, то два этих вида очень легко различить. Федерация – это форма территориальной организации, при которой её субъекты (составляющие части, например, земли, штаты, кантоны и прочее) наделены определённым суверенитетом во внешних и внутренних делах. Несложно догадаться, что прямой противоположностью федеративному устройству является унитарный, при котором субъекты практически не имеют независимости. Весь их суверенитет ограничивается путём жёсткой централизации власти. Помимо этих особенностей, в каждой из форм существуют другие, индивидуальные аспекты. Но в теории государства и права выделяют ещё одну форму – конфедерацию. По поводу неё ведутся дискуссионные баталии вот уже несколько десятилетий. Именно о ней пойдёт речь далее.

Конфедерация в теории государства и права

Сразу следует оговориться, что этот термин достаточно неоднозначно воспринимается многими учёными по всему миру. Даже на просторах постсоветского пространства представители разных школ теории государства и права по-своему воспринимают термин «конфедерация». Это понятие породило много споров по поводу его принадлежности к форме территориального устройства. Существует два основных взгляда на конфедерацию:

  1. Конфедерация – это структурный элемент территориальной формы государства, другими словами, следующая после федерации форма.
  2. Приверженцы второй теории не воспринимают конфедерацию как форму вообще. На их взгляд, понятие вообще не относится к форме территориального устройства и является отдельной правовой категорией.

Нужно отметить тот факт, что вторая теория более популярна в кругу западных учёных. Споры по поводу принадлежности понятия «конфедерация» к составу форм, ведутся исключительно между отечественными учёными.

История появления термина

Конфедеративный тип создания государства появился ещё в 1777 году, на территории современных США. В то время американские штаты вели кровопролитную войну с английскими колонизаторами. Для большей эффективности и организации своих действий некогда разрозненные штаты объединились в один конфедеративный союз. В данном случае идёт речь больше не о территориальном, а о политическом союзе. В «Статьях Конфедерации» были чётко прописаны все аспекты управления этой территориально-политической машиной. Упор был сделан на независимость каждого члена во внутренней и внешней политике, а также других насущных вопросах. С этого момента можно говорить о появлении термина «конфедерация».

Следует также выделить такие конфедеративные образования, как Швейцария и Европейский Союз. Они были созданы в менее горячих условиях, а задания и функции претерпели сильную эволюцию со времён американских колоний. Швейцария и Евросоюз созданы для удовлетворения экономических, а не военных интересов.

Конфедерация – это…? Суть понятия

Итак, учитывая все представленные выше факты, можно сделать вывод, что конфедерация – это союз независимых суверенных государств, с целью координации и выполнения совместных действий, которые направлены на получение конкретного позитивного результата, экономического или политического. Подобный союз требует создания единых органов власти, причём их юрисдикция не будет распространена на территорию и граждан субъектов. Любые решения должны быть приняты каждым составляющим звеном отдельно. Конечно, подобная власть будет очень слабой, так как будет иметь низкий процент централизации, поэтому многие учёные вообще исключают существование конфедеративной формы. Тем не менее, конфедерация это форма государственного устройства, пусть и утопическая, однако существующая. Возьмём, к примеру, Евросоюз. Тут есть страны-участники, единые органы власти. Цель создания конфедерации – торговля и экономическое благосостояние. Решения высших органов конфедеративной власти исполняются.

Читайте также:  Границы россии с другими странами список закрытых

Таким образом, конфедерация – это достаточно сложное политическое и территориальное формирование, которому присущи характерные признаки.

Признаки конфедеративного устройства

Можно выделить много признаков данной формы, но в любой литературе представлены основные семь, например:

  1. Внутри конфедерации отсутствуют границы. Вся территория воспринимается как единая.
  2. Общие органы власти хоть и существуют, но играют чисто номинальную роль.
  3. Гражданство, финансовая система, конституция – эти все элементы представлены только внутри государств-участников. Прецедент с единым гражданством имел место во времена Конфедерации Америки. Однако в то время США еще не имели государственности, поэтому вопрос гражданства достаточно спорный.
  4. Субъекты конфедерации наделены полным суверенитетом.
  5. Общий орган конфедеративной власти состоит из делегатов от каждой страны.
  6. Все решения органа власти принимаются законодательным органом каждой страны в отдельности.
  7. Все участники имеют вольное право выхода из конфедерации.

Политическая основа конфедеративного строя

В процессе изучения формы территориального устройства государства нужно понимать тот факт, что федерация, конфедерация, унитарное государство – это не только характеристика государственного деления, но ещё и пример взаимосвязи высших органов власти с отдельными частями страны. С этой точки зрения, конфедеративное устройство – это эволюция политических взаимоотношений.

Существует теория, что конфедерация – это форма правления внутри особого наднационального сотрудничества государств. Но в таком случае термин подходит для определения даже межправительственных организаций, таких как ООН, НАТО, ОБСЕ и т. п. Подобное утверждение полностью опровергается одним-единственным фактом: любая конфедерация должна занимать территорию, состоящую из территорий стран-участниц, и иметь общую, открытую внутреннюю границу.

Плюсы и минусы конфедерации

Многие современные специалисты в области теории государства и права говорят, скорее, о негативных, нежели позитивных аспектах конфедеративного союза. Они объясняют свою точку зрения тем, что подобная форма межгосударственного сотрудничества совершенно не подходит современным странам. Во-первых, в мире очень много военных конфликтов локальных. Действия окружающих государств направлены не на уничтожение страны, в которой присутствует горячая точка, а на поддержание порядка и организацию помощи. Во-вторых, с экономической точки зрения конфедерация способствует не улучшению, а ухудшению национальной экономики государств-участников. Любые невзгоды экономического плана в одной стране по цепочке вызовут серьёзные проблемы во всех остальных. В-третьих, политическая власть практически не существует, если форма сотрудничества между государствами — конфедерация. Государство – это сложный социально-политический механизм, которым практически невозможно управлять извне.

Из позитивных моментов можно выделить огромные прерогативы в области торговли. Внутри конфедеративного образования она развивается постоянно. Но этот рост продолжается вплоть до первых экономических невзгод.

Страны конфедеративного строя

Во все времена существовали политические образования, которые имели все черты конфедерации:

  • Самой яркой формой подобного строя в современности является швейцарская конфедерация. Это объединение кантонов на законодательном уровне.

  • Речь Посполитая изначально была конфедерацией, пока поляки не ассимилировались с литовским населением.
  • Конфедерация Штатов Америки существует и сейчас.

  • Босния и Герцеговина по факту объединены на основе конфедерации.
  • Европейский союз – это второй по популярности «механизм», изначально основанный как конфедерация.

В заключение нужно оговориться, что федерация и конфедерация – это, по сути, одно и то же. Отличие состоит лишь в сути организации власти и размерах каждого политико-территориального образования. В статье были приведены примеры и основные особенности, отличающие конфедерацию от других форм территориального устройства.

Читайте также:  Региональная характеристика стран зарубежной европы

Источник

Конфедерация

Для улучшения этой статьи желательно ? :
  • Проверить достоверность указанной в статье информации.
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Добавить иллюстрации.

Конфедера́ция — союз суверенных государств для достижения конкретных целей, при котором объединившиеся государства, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость, передают часть своих собственных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий. Как правило, это внешняя политика, связь, транспорт, вооружённые силы. В отличие от членства в одной федерации, государство может быть членом нескольких конфедераций одновременно. Исторический опыт показывает, что конфедерация весьма неустойчива: она либо распадается, либо преобразуется в федерацию.

Содержание

Особенности

Конфедерация — самая редко встречающаяся форма государственного устройства. Некоторые политологи даже склонны не считать конфедерацию полноценным, настоящим государством. Форма организации центрального правительства при таком государственном устройстве будет слабой: центральный орган в конфедерации не обладает непосредственной юрисдикцией над гражданами государства и действует только через субъекты, решения так называемых органов совместного управления не обладают силой прямого действия. Такие решения могут вступить в силу только после утверждения центральными органами власти государств-членов конфедерации. В конфедерации нет единого высшего законодательного органа, также как и единого гражданства. Страны-участницы конфедерации имеют право по желанию выйти из состава конфедерации, то есть расторгнуть конфедеративный договор. Согласно Э.Хейвуду, концепция конфедерации — самая слабая форма наднационального сотрудничества [источник не указан 287 дней] . Она охватывает любые формы взаимодействия государств, которые сохраняют независимость и суверенитет каждой страны.

История

История знает примеры конфедераций с центральными органами, обладающими как широкими, так и почти чисто формальными полномочиями. Так на раннем этапе формирования своей государственности, США были конфедерацией с крайне слабым центром [источник не указан 287 дней] . Вот, что говорилось в декларации в начале «Статей конфедерации», выработанной в 1777 году: «Означенные штаты, каждый по отдельности, заключают между собой прочные дружественные союзы с целью совместной обороны, защиты своих свобод и всеобщего благосостояния. Они соединяются друг с другом, чтобы оказывать взаимную помощь против любых чужих сил или нападений, направленных против всех сразу или против каждого из них по отдельности, под предлогом религии, суверенитета или чего-либо иного».

Таким образом, в этой декларации отразились такие черты конфедерации как независимость входящих в конфедерацию субъектов («каждый по отдельности») и совместные цели субъектов (самооборона, защита свобод.) При этом «Статьи конфедерации» были «слабой» конституцией: решения центрального законодательного органа носили консультативный характер, а некоторые штаты сохраняли полный суверенитет почти по всем вопросам. В дальнейшем «Статьи конфедерации» подверглись критике со стороны «отцов-основателей».

Самым ярким примером существования конфедерации принято считать Швейцарию. Такое государственное устройство она приобрела после того, как 1 августа 1291 года три швейцарских кантона подписали «Союзное письмо». Интересно, что когда в 1798-ом году Франция оккупировала Швейцарию и преобразовала её в унитарную Гельветическую Республику, унитарное устройство не прижилось в бывшей конфедерации и уже в 1803 году Франции пришлось вернуть «отобранную» децентрализованную систему власти. Однако уже в середине девятнадцатого века процесс федерализации Швейцарии набрал большие обороты. Примером того может служить подавление попытки сецессии семи кантонов в 1847 году.

Интересно, что некоторые исследователи разграничивают понятия конфедерации и конфедерализма, при этом указывая, что однозначного определения последнего в литературе ещё нет. Так, Грэй Эванс и Джеффри Ньюхэм, составители авторитетного «Словаря международных отношений» дают определение именно конфедерализма, а не конфедерации. Среди черт этого явления английские исследователи отмечают следующие. «Конфедерализм, как все теории интеграции, есть и процесс, и конечное состояние». «… стремится удовлетворить те потребности, которые возникают от такого влияния , за счёт совместной работы государств и их сотрудничества». В конфедерализме возможно изменить «как отношения между частями, составляющими конфедеративное целое, так и само это целое — в том случае, если эта деятельность переходит определённые пределы сложности».

Читайте также:  Реферат страны европы азии

Определение Эванса и Ньюхэма ориентируется не на какие-нибудь теоретические конструкты, а, прежде всего, на анализ реальной практики функционирования конфедераций, исследование «живого» материала. А так как наиболее наглядным и любопытным примером проявления конфедерализма сегодня является ЕС, то можно говорить, что современное понятие конфедерализма формируется в непосредственной связи с развитием ЕС, опираясь на такие документы как Лиссабонский договор. Впрочем, индуктивная методика вообще характерна для определения конфедерации. А. Н. Медушевский, например, определяет конфедерализм как международно-правовое, а не государственное образование.

Некоторые западные учёные предлагают сегодня очень широкое толкование понятия конфедерация, приводя в качестве примеров существование известных международных организаций (пример: ООН). Действительно, конфедеративный принцип устройств в той или иной степени отражается в структуре многих международных (наднациональных организаций). Это отражение находит себя в использовании организациями двух основных правил — равенство участников и единогласное принятие решений.

С точки зрения З. Махмудовой, важная черта конфедерации — её недолговременный и переходный характер. Причины распада этого государственного устройства или преобразования его в иную форму могут быть разными и зависят от конкретных исторических и других обстоятельств.

Залогом успешного существования и функционирования конфедерации является соответствие уровня правосознания населения целям и задачам создаваемого государства.

На сегодняшний день ни одно государство нельзя назвать строго конфедеративным. При этом «конфедеративная» мысль развивается достаточно активно. Развитие признаков конфедерации происходит не в результате процессов децентрализации внутри больших государств, а в результате объединения государств [источник не указан 287 дней] .

Государства-конфедерации

  • Швейцария, несмотря на своё официальное название — Швейцарская Конфедерация — в настоящее время представляет собой классическую федерацию, хотя многие века (1291—1848) действительно была конфедерацией.
  • Речь Посполитая являлась конфедерацией, образованной объединением Польского Королевства и Великого княжества Литовского.
  • В 1861—1865 годах существовали Конфедеративные Штаты Америки.
  • Фактической конфедерацией является Босния и Герцеговина. Дейтонское соглашение и основанная на нём конституция страны называют её субъекты этнитетами (ст. 1, п. 3), прямо не указывая связаны ли они федеративным или конфедеративным узами (под Федерацией, фигурирующей в документе, всегда подразумевается мусульмано-хорватская Федерация Боснии и Герцеговины, а не Босния и Герцеговина в целом). Де-факто БиГ является асимметричной конфедерацией без права субъектов на сецессию.
  • Мягкой, «рыхлой» конфедерацией считают Европейский союз, хотя законодательно это не закреплено.
  • При распаде СССР осенью 1991 года предлагалось создать конфедеративный Союз Суверенных Государств (ССГ), который в первоначальных вариантах проекта Союзного договора (до ГКЧП) предполагался как мягкая федерация. Существующее Содружество Независимых Государств (СНГ) является не конфедерацией, а международной (межгосударственной) организацией.
  • Последними из существовавших конфедераций были Сербия и Черногория (Сербия+Черногория, 2003—2006), Сенегамбия (Сенегал+Гамбия, 1982—1989), Союз Африканских Государств (Мали+Гана+Гвинея, 1960—1962). Несмотря на названия, фактическими конфедерациями были Объединённая Арабская Республика (Египет+Сирия, 1958—1961; Египет+Сирия+Ирак, 1963), Арабская Федерация (Ирак+Иордания, 1958) , Федерация Арабских Республик (Египет+Сирия+Ливия, 1971), Арабская Исламская Республика (Ливия+Тунис, 1974).
  • В конце 1980-х годов президент КНДР Ким Ир Сен предложил организовать Демократическую Конфедеративную Республику Корё в составе Северной и Южной Кореи.
  • Своеобразной формой конфедерации являются унии-монархии, в которых под властью единого монарха объединены самостоятельные, независимые государства. Последние из конфедераций-уний — Австро-Венгрия до 1918 года и Швеция и Норвегия до 1905 года.
  • Ещё одной формой конфедерации является свободная ассоциация из неравнозначных членов, при которой малое государство доверяет часть своих властных полномочий бо́льшему государству.

Россия и Белоруссия с 26 января 2000 года по настоящее время.Союзное Государство.

Источник

Оцените статью