Экономический валютный союз стран старого света это

Экономический валютный союз стран старого света

Решение о создании Экономического и валютного союза было принято Европейским советом в голландском городе Маастрихт (декабрь 1991-го), а затем составлен Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор). Экономический и валютный союз стран старого света дает право ЕС сделать шаг вперед во всех процессах экономической интеграции, начавшихся в 1957 году, когда он был основан.

Как работает Европейский экономический и валютный союз

Экономическая интеграция приносит выгоды большего размера, внутренней эффективности и надежности для экономики ЕС в целом и экономики отдельных государств-членов. Это, в свою очередь, открывает возможности для экономической стабильности, более быстрого роста и большей занятости — результаты прямой выгоды для граждан ЕС. На практике EMU означает:

  • Координация экономической политики между государствами-членами;
  • Координация фискальной политики, в частности, путем ограничения государственного долга и дефицита;
  • Независимая денежно-кредитная политика, проводимая Европейским центральным банком (ЕЦБ);
  • Единые правила, надзор за финансовыми учреждениями всей зоны евро;
  • Единая валюта, единая зона евро;
  • Экономическое управление при ЭВС.

В рамках ЭВС нет единого учреждения, отвечающего за экономическую политику. Вместо этого, ответственность распределяется между государствами-членами и институтами ЕС. Основными действующими лицами ЭВС являются:

  • Европейский Совет — устанавливает основные направления политики;
  • Совет ЕС («Совет») координирует разработку экономической политики ЕС, решает, может ли государство-член принять евро;
  • «Еврогруппа» — координирует политику, представляющую общий интерес для стран-членов еврозоны;
  • Государства-члены — устанавливают свои национальные бюджеты рамками согласованных лимитов дефицита, долга, а также определяют свою собственную структурную политику, охватывающую рынки труда, пенсий, капитала;
  • Европейская комиссия — контролирует производительность и соответствие;
  • Европейский центральный банк (ЕЦБ) — устанавливает денежно-кредитную политику, основной ценой которой является стабильность цен, выступает центральным органом надзора за финансовыми институтами зоны евро;
  • Европейский парламент разделяет работу по разработке законодательства с Советом, подвергает экономическое управление демократическому контролю, например, рамками нового экономического диалога.

Как работает Экономический и валютный союз?

Хозяйственная деятельность, связанная с ЭВС

Все операции, управление Экономического и валютного союза (EMU) предназначены для поддержки устойчивого экономического роста, высокой занятости посредством экономической, денежно-кредитной политики. Это включает четыре основных вида экономической деятельности:

  • реализация эффективной денежно-кредитной политики зоны евро с целью обеспечения стабильности цен;
  • координация экономической, фискальной политики среди стран ЕС;
  • Обеспечение бесперебойной работы единого рынка;
  • надзор, мониторинг финансовых учреждений.

Почему эти мероприятия важны?

Денежно-кредитная политика предполагает влияние процентных ставок, обменных курсов на благо экономики страны. Это делается центральным банком, контролирующим предложение денег совокупной экономики.

Однако, если каждая страна ЕС действовала по-своему, то:

  • единый рынок будет гораздо менее эффективным;
  • торговля может быть нарушена;
  • выгоды будут меньше.

По этой причине, согласно EMU, денежно-кредитная политика тесно скоординирована, а внутри зоны евро она централизована, независима.

Роль национальных правительств

Национальные правительства контролируют другие области экономической политики. Это включает:

  • фискальная политика среди государственных бюджетов;
  • налоговая политика, определяющая, как повышается доход;
  • структурная политика, определяющая пенсионные системы, регулирование рынка труда, капитала.

Но EMU приносит больше экономической интеграции, особенно внутри зоны евро. Как следствие, разработка экономической политики становится общим вопросом для всех стран ЕС. Для обеспечения бесперебойного функционирования экономики ЕС очень важно, чтобы все страны координировали свою экономическую, фискальную политику с общей целью стабильности, повышения роста.

Единая валюта поддерживает единый рынок

Наряду с преимуществами экономической стабильности, EMU, а также единая валюта поддерживают более эффективный единый рынок, приносящий пользу людям, предприятиям. Если национальная экономическая политика препятствует свободному перемещению товаров, услуг, капитала, рабочую силу, то эти выгоды, включая рабочие места, повышение роста, будут сокращены. Следовательно, экономическая политика стран ЕС должна поддерживать единый рынок.

Единая банковская система является зеркальным отражением единой валюты. Поскольку банковские депозиты составляют подавляющее большинство денег, валюта может быть по-настоящему единой, если уверенность безопасности банковских вкладов одинакова предоставляется любой страной, в которой работает банк. Это требует единого банковского надзора, единого банковского разрешения, страхования единого вклада.

Читайте также:  Список стран мира со столицами по континентам таблица

Такое положение также крайне важно для устранения суверенных негативных отзывов банков, составляющих одну из основных причин недавнего глобального экономического кризиса.

Договор определяет инструменты управления EMU. Такие инструменты охватывают основные виды экономической деятельности, описанные выше.

Денежно-кредитная политика

Денежно-кредитная политика зоны евро управляется через Европейский центральный банк (ЕЦБ), национальные центральные банки стран зоны евро, вместе составляющих евросистему.

Решения о денежно-кредитной политике зоны евро могут приниматься только Советом управляющих ЕЦБ, состоящим из:

  • управления национальными центральными банками стран еврозоны;
  • членов исполнительного совета ЕЦБ;

Эти решения принимаются без влияния извне. Страны ЕС за пределами зоны евро координируют свою денежно-кредитную политику с ЕЦБ рамками европейской системы центральных банков.

Договор устанавливает миссию ЕЦБ, обеспечивающую стабильность цен зоны евро. ЕЦБ стремится удерживать инфляцию цен Еврозоны ниже, но близко к 2% среднесрочной перспективы. Этот целевой показатель инфляции 2% считается оптимальным для стимулирования роста, занятости.

Пакт стабильности и роста

Разработка экономической политики странами ЕС координируется Советом. Пакт стабильности и роста (ПМГ), изложенный Договором, является центральным элементом этой координации. ПМГ помогает обеспечить финансовую дисциплину рамками EMU, обеспечить надежные, устойчивые государственные финансы.
ПМГ требует чтобы:

  • дефицит государственного бюджета составлял менее 3% ВВП;
  • государственный долг — менее 60% ВВП.

TSCG / Fiscal Compact

Договор о стабильности, координации, управления Экономическим и валютным союзом (TSCG) официально заключен 2 марта 2012 года; обрел силу 1 января 2013-го. Он составлял часть более широкого политического ответа на кризис зоны евро. TSCG является межправительственным договором, следовательно, не является частью правопорядка Союза. Договаривающиеся стороны должны были организовать свой внутренний правовой порядок к 1 января 2014-го, внеся необходимые положения о транспонировании.

Фискальный договор сам по себе является одной из частей TSCG (раздел III). Статья №3 фискального договора требует, чтобы правило сбалансированного бюджета было закреплено национальным законодательством наряду с национальным надзором (независимым контрольным органом), механизмом корректировки (при отклонении). Более подробные характеристики этого требования представлены сообщением Комиссии 2012 г., устанавливающем общие принципы.

Из 25 Договаривающихся сторон TSCG (все государства-члены, за исключением Чехии, Хорватии), 22 страны официально связаны фискальным соглашением (государства-члены из 19 стран еврозоны плюс Болгария, Дания, Румыния).

Фискальный договор работает вместе с другими требованиями, касающимися фискальной политики, управления, обозначенными Пактом стабильности и роста, дополненные двумя, шестью пакетами.

На основании мандата, предоставленного самой TSCG, Комиссия опубликовала февралем 2017 г. — после широких консультаций с заинтересованными государствами-членами — отчет, оценивающим соответствие национальных положений, принятых каждым из них по отношению фискального договора (например, со статьей 3 (2) TSCG). Оно сопровождается сообщением Комиссии, рассказывающим о происхождении фискального договора, его возможной интеграции во все законодательство ЕС, а также приложениями для стран для каждого из 22 Договаривающихся государств-членов.

На сегодняшний день все Договаривающиеся государства-члены значительно адаптировали свои национальные фискальные системы требованиями Фискального договора.

6 декабря 2017 г. Комиссия выдвинула предложение о включении TSCG в законодательство ЕС с целью повышения демократической подотчетности, легитимности во всем Союзе. Такое включение уже предусмотрено межправительственным договором, срок которого истек 1 января 2018-го. Принятие фискального соглашения правовыми рамками ЕС обеспечит более эффективный контроль за выполнением, соблюдением фискальных правил как на уровне ЕС, так на национальном уровне.

Основные направления экономической политики

Более широкая координация достигается посредством ежегодных циклов обсуждений экономической политики между странами ЕС и институтами ЕС. Подобная политическая координация сводится общими руководящими принципами экономической политики (BEPG), принимаемые Советом ЕС на основе рекомендации Комиссии. BEPG обновляются ежегодно, охватывая ближайшие три года.

BEPG — это необязательные руководящие принципы для ЕС, каждого государства-члена, направленные на содействие макроэкономической стабильности, устойчивым финансам, структурным реформам, бесперебойному функционированию EMU.

Руководящие принципы служат цели Европейского семестра координации экономической политики, поскольку они определяют рамки, а также направления национальных программ реформ среди стран ЕС (NRP), служащих ориентиром для разработки Рекомендаций по конкретным странам (CSR).

Евросоюз. Сравниваем Страны Евросоюза

Европейский союз — краткая история на карте

Источник

Что такое экономический и валютный союз?

Экономический и валютный союз (ЭВС) был создан для сближения экономик государств, валютного регулирования и гармонизации отношений между странами. ЭВС фактически стал основой единой глобальной Европы, где интересы разных стран выражаются единым мнением.

В то время как различные альянсы и союзы (почти всегда военные) известны с древности, союзы разных стран с объединением экономик и валют в истории до XX века еще не существовали — что фактически обозначило новый исторический эксперимент планетарного масштаба.

Читайте также:  Шпоры конституционному праву зарубежных стран

История создания ЭВС

Начало объединения Европы произошло почти сразу после второй мировой войны — ведь и первая, и вторая мировая война начались с внутриевропейских конфликтов. Первым звеном будущего союза стало создание BENILUX, т.е. сообщества стран Бельгии, Нидерландов и Люксембурга в 1948 году. Спустя почти 10 лет — в 1957 году — возникло так называемое Европейское сообщество из шести стран и отменой таможенных пошлин (по факту отмена состоялась к 1968 году).

Параллельно появляется известное европейское объединение угля и стали. В 1969 году Европейская комиссия выступила с предложением решить проблему потребности в упрочнении отношений между странами Европы и регулирования экономики и валютного взаимодействия: главы правительств утвердили решение о создании экономического и валютного союза.

В конце 1970 года Пьер Вернер (министр финансов Люксембурга) озвучил согласованный проект создания ЭВС в 3 этапа (План Вернера). Реализация плана не удалась из-за череды неудач, связанных с кризисом золотого стандарта и повальным ростом цен на нефть.

В середине 1980-х снова заговорили об идее создания ЭВС. На этот раз план был разработан комитетом Делора, в состав которого входили главы Центральных банков 12 стран. ЭВС планировался к внедрению в три этапа и рекомендовал создание Европейской системы центральных банков, определяющих кредитно-денежную политику в Европе.

Этапы экономического и валютного союза ЕС:

1990-1993: отмена валютного контроля. Выявлены экономические критерии по уровню инфляции и процентных ставок.

1999 по наше время: евро становится основной валютой в Европе. Руководство ЕЦБ внедряет единую кредитно-денежную политику. Такие страны, как Греция, Словения, Кипр, Мальта, Словакия, Эстония, Латвия, Литва входят в заключительную (третью) стадию ЭВС.

Структура ЭВС и критерии для членства в Еврозоне

Экономический и валютный союз состоит из двух составляющих:

Экономический союз. Основу составляет единое регулирование экономики и финансовой политики. Основная задача ЭС заключается в установлении гармонии законодательств стран-членов Евросоюза. Благодаря жесткому контролю за размером бюджетного дефицита и платежного баланса стран-членов происходит сближение экономик.

Валютный союз. Основу составляет система центральных банков, возглавляемая Европейским центральным банком (ЕЦБ), проводящим единую валютную политику на территориях стран-членов Евросоюза (установление евро).

Критерии для принятия страны-члена Евросоюза в Еврозону:

инфляция не более 1,5 %;

сближение в экономике и финансовой политике, отсутствие противоречий со стороны законодательства.

В данный момент ЭВС включает в себя 19 стран Евросоюза, официальной валютой которых является евро, а также 9 государств, где евро не используется. Участниками союза могут быть территории с особенным статусом и третьи страны для которых евро является единой официальной валютой. Согласно данным Договора об учреждении ЕС евро преподносится как инструмент достижения целей ЭВС. Увеличение степени международной роли евро утверждено в Лиссабонском договоре.

Участники Еврозоны

♦ У частник ERM II (с механизмом регулирования валютных курсов)

Дания, участник ERM II с послаблениями в вопросе евро

Великобритания, бывший член ЕС с послаблениями в вопросе евро

Остальные члены ЕС

Однако признание евро единой официальной валютой третьими государствами не дает гарантии «институционального» участия данных стран в ЭВС. Такого рода применение евро в международно-финансовых расчетах говорит о трансформации евро в одну из главных мировых валют, и в «ведущий инструмент» расширения европейской интеграции. Но за пределами ЕС евро является лишь платежным средством и теряет функцию «сближения», установленную Договором. Евро становится инструментом включения таких стран в интеграционные процессы «де-факто».

Греческий и кипрский кризис

Главными принципами действия ЭВС определены:

  • стабильные платежный баланс стран-участниц
  • устойчивость цен по отношению к инфляции
  • здоровая атмосфера в финансах и валюте стран

Работа ЭВС никогда не была безоблачной, и особенно — в последние годы. Толчком для устранения недоработок со стороны союза стал «греческий кризис», начавшийся еще в 2010 году и набравший силу впоследствии. Причинами образования долговой ямы у греков обычно называется их нелюбовь к уплате налогов (что иногда даже сравнивают с национальным видом спорта), раздутый аппарат чиновников с великолепными льготами, а также заметную ориентацию страны на туризм после вхождения в ЕС.

В результате к 2015 году долг Греции превысил 300 млрд. евро (около 175% от ВВП) и график его выплат расписан вплоть до 2054 года — в среднем страна должна будет выплачивать около 7 млрд. евро ежегодно.

Как следствие от ЭВС поступило предложение о введении санкций против стран-членов Евросоюза, не отдающих себе отчет в корректном соблюдении норм бюджетного регулирования. Была организована комиссия, состав которой включал в себя европейских лидеров (министров финансов).

Читайте также:  Разделение стран по степени открытости экономики

В результате было принято решение о досрочных финансовых проверках (ревизий) годовых бюджетов до момента их принятия на официальном уровне, а финансовый контроль в виде ревизий должен был способствовать предотвращению несанкционированных растрат. Лидеры европейских государств призывали к осуществлению сплошных ревизий с целью удержания стран от возможных «долговых ям».

Однако после истории с Грецией количество проблем не убавилось. Более того — они приняли нарастающий характер и в 2013 году назрел пик «Кипрского кризиса».

Кризис на Кипре

В результате кипрского кризиса были введены ограничения на движения финансовых активов. Частные клиенты кипрских банков могли снять не более 300 евро в день и вывезти за границу не более 3 000 €, в то время как владельцы депозитов от 100 000 евро вернули лишь часть вложенных средств. Предпосылками образования финансового пузыря явилось ухудшение экономических показателей в греческой части острова.

Проценты по вкладам на Кипре (4,45%) в разы превышали процентные ставки, например, в Германии (1,5%). Большая часть депозитов «переваливала» за 100 000 евро. Столь высокий процент выплачивался за счет привлечения новых вкладчиков (преимущественно из РФ). То есть были заметны контуры финансовой пирамиды. Страна постепенно начала прибегать к помощи международных кредитов.

16 марта 2013 года был вменен единовременный налог на банковские депозиты в стране в качестве ведущего условия на получение помощи. Доля капиталов, находящихся в банковском секторе Кипра, составила 835 % от кипрского ВВП. 1/3 депозитов принадлежала гражданам РФ. Банками была приостановлена деятельность: операции по переводам средств не осуществлялись, наличные средства не выдавались. Банкоматы опустели — финансовый кризис на Кипре пребывал на своем пике.

Самый известный и крупнейший игрок банковского сектора — Bank of Cyprus был рекапитализирован, а банк Cyprus Popular Bank (торговая марка Laiki Bank) — ликвидирован. Официальные данные о потерях вкладчиков в разных источниках несколько отличаются. Убытки вкладчиков, не застраховавших свои депозиты, составили около 40 %, при этом в банке Cyprus Popular Bank — потери достигли 80 %. Держатели вкладов Bank of Cyprus получили пакеты акций банка, часть депозитов была «разблокирована».

Кипру были переданы 10 млрд евро от Евросоюза и МВФ в обмен на ликвидацию Cyprus Popular Bank, осуществлено списание кредиторской задолженности в частном секторе и изъяты вклады на сумму свыше 100 000 евро.

Таким образом, процесс оказания влияния ЭВС на страны-члены Евросоюза продолжается до сих пор. Необходимо достижение критериев сближения и гармонизации экономики и финансовой политики стран для вступления в Еврозону. Время и практика могут выявить новые недостатки ЭВС, главная задача для европейских лидеров — своевременное устранение различий в законодательствах валютных институтов стран-участниц ЕС и нормализация общей экономической атмосферы. Последней значимой новостью стало решение Великобритании о выходе из Евросоюза, что обвалило курс фунта.

Западноафриканский экономический и валютный союз

Кроме европейского ЭВС существует Западноафриканский экономический и валютный союз (ЮЕМОА). Членами данного Союза являются: Бенин, Буркина-Фасо, Кот-д’Ивуар, Мали, Нигер, Сенегал, Того, Гвинея-Бисау. ЮЕМОА ориентируется на действия Евросоюза и также предполагает устранение различий в законодательствах стран-участниц, интеграции экономики и финансовой политики. Основная задача — жесткий финансовый контроль за исполнением решений со стороны государств-участников.

Целями создания ЮЕМОА являются:

объединение рынка для свободного перемещения товаров и капитала;

установление связи (сближение) при согласовании годовых бюджетных смет с денежно-кредитной политикой Союза.

Основу формирования бюджета ЮЕМОА составляют отчисления от таможенных пошлин за товары, отгруженные из третьих стран (0,5 % от цены), но главная часть расходов финансируется из бюджета ЕС за счет подписанных конвенций.

В 2002 году США и ЮЕМОА подписали соглашение о развитии торговых отношений и инвестиций. Плюсом соглашения было оказание помощи развитию стран-участниц ЮЕМОА посредством выхода африканских товаров на американский рынок. Кроме того, предполагалось получение инвестиций для разработки неиспользуемых ресурсов стран (полезные ископаемые, энергетика).

ЮЕМОА также заключил ряд соглашений с Марокко, Египтом и Тунисом и получил достаточно крупные страны в партнеры по торговле. Однако, реализация программ по свободному передвижению товаров в рамках экономического пространства союза до сих пор затруднена. Главным партнером ЮЕМОА остается Франция. Заключены соглашения о сотрудничестве с ЕС.

Это интересно! В Европе были выпущены памятные монеты серии «10 лет экономическому и валютному союзу 1999-2009» номиналом 2 евро. Монеты выполнены из мельхиора, никеля и бронзы. В центре монеты изображена человеческая фигура с вытянутой рукой, которая заканчивается символом евро. Данная монета является одной из любимых среди нумизматов и ценителей истории.

Источник

Оцените статью