Экономический анализ стран экономический анализ японии

Япония: внешнеэкономические связи, этапы и перспективы экономического развития

Япония — это архипелаг, состоящий более чем из 4000 островов расположенных в Тихом океане вблизи побережья Восточной Азии.

Япония занимает третье место в мире по ВВП на душу населения после Соединенных Штатов Америки и Китая. Секретом Японского процветания является экспорт высокотехнологичных товаров, в частности бытовой техники, автомобилей и компьютеров. Благодаря этому страна сумела выйти из финансового кризиса и приобрести положительное сальдо торгового баланса, которое ей удается сохранять уже в течение 30 лет.

Особенность японской экономической модели состоит в единстве государственного аппарата и крупного капитала в решении общих проблем. До сих пор отмечается высокая координация действий промышленных, торговых, банковских компаний и правительства.

ГЛАВА 1. Экономическое развитие Японии

1.1.Этапы развития японской экономики

В послевоенный период среди всех промышленно развитых стран Япония выделялась высоким темпом развития производства и эффективности труда. В течение 50-80-х годов она превзошла сама себя дважды. За этот период ВВП Японии на душу населения возрос в 19,5 раз. Среднегодовой темп прироста был равен 7,7 раз, что было в 4 раза выше, чем в США и почти в 8 раз выше, чем в Британии. Всего два раза японская экономика не смогла повысить производство валового продукта — в 1975 и 1993 годах. Вовремя сделанная структурная перестройка экономики и процесс перенакопления капитал — эти два фактора были одними из важнейших причин стабильного развития экономики и стабильного темпа экономического роста. Большие масштабные нововведения и обновления процесса производства и объясняет длительное и стабильное превосходство в темпах роста. Эти сдвиги были дополнены глубокими изменениями социально-экономической структуры.

В начале 90-х годов мировой циклический кризис очень сильно задел экономику Японии, в этот период страна находилась в состояние глубочайшего кризиса. Под конец 90-х (98­-99гг) в Японии был наибольший спад ВВП за всю ее историю, он снизился на 2,8%, к тому же еще и частные капиталовложения снизились на 11,7%. В этот период также были самые высокие показатели безработицы, в 1996 году безработица была равна 3,2%, а уже в 2000 году она достигла отметки в 4,7% — это был рекордно высокий показатель. Если проценты перевести в численность, то в тот момент в Японии было приблизительно 3,2 млн. безработных людей, в возрасте в среднем до 34 лет. Заработная плата населения снизилась на 2%, что в свою очередь снизило и объем потребительского спроса на 2,2%. В 1998 году пришло новое правительство, которое во многом изменило. В первую очередь оно кардинально сменило систему налогообложения. Ставка налога с национальной корпоративной прибыли была снижена на 4%, и составляла 30% (самая низкая среди развитых стран); также были снижена и местная ставка корпоративной прибыли и составила 9,6%. Подоходный налог был снижен с 50% до 37%, а налог с жителей с 15% до 13%. Целями нового правительства было еще и повышение производительности, вместе с повышением потребительского спроса. Для осуществления этого применялись нетрадиционные методы, такие как продажа купонов на покупку товаров со скидкой 10-20% семьям с низким уровнем дохода. Таких купонов было выпущено общей стоимостью на 20 тысяч иен.

1.2 Основные экономические показатели страны

Сегодня Экономика Японии резко контрастирует с экономикой, которую мы наблюдали 10 лет назад. Японская экономика во II квартале 2012 г. выросла на 0,7% в пересчете на годовые темпы, что оказалось вдвое слабее роста в первые три месяца текущего года, когда ВВП прибавлял 1,4%. Замедление роста наблюдалось и по отношению к предыдущему кварталу. Во II квартале к I кварталу ВВП Японии прибавил всего 0,2%, тогда как в январе — марте рост экономики оценивался в 0,3%.

В номинальном выражении Япония переживает техническую рецессию. Во 4 квартале ВВП сократился на 0,3% к I кварталу, что оказалось куда хуже умеренного сокращения на 0,1% в начале года. Консенсус — прогнозы говорили в пользу сокращения экономики на 0,2%

Промышленное производство в Японии снизилось в январе 2012 года на 1,3% по сравнению с предыдущим месяцем. Аналитики в среднем прогнозировали менее значительное сокращение промпроизводства — на 0,4%.

Снижение промпроизводства в январе обусловлено, главным образом, падением объемов экспорта на фоне замедления темпов роста китайской экономики. Растущая напряженность в отношениях между Японией и КНР в связи с территориальным спором представляет собой долгосрочный риск для японской промышленности.

В Японии уровень инфляции в 2012 г. снизился на 0,1% по сравнению с 2011 г. Таким образом, 2012 г. стал четвертым годом подряд, когда уровень инфляции в Японии снижается, говорится в отчете японского правительства. В декабре 2012 г. индекс потребительских цен в Японии снизился на 0,2% по сравнению с декабрем 2011 г.

По данным Министерства внутренних дел и коммуникаций страны, армия соискателей в Японии выросла почти до 26 млн человек, что на 6% больше, чем годом ранее. В целом по итогам 2012-го объем безработицы остался на уровне 4,3%. При этом среднемесячный доход домохозяйств вырос всего на 1 %, а вот расходы выросли на 2%.

По прогнозам Societe General, всего в этом году ВВП прибавит 2,6%, а в ближайшие два года не превысит 1,6%.

ГЛАВА 2. Государственное регулирование экономического развития исследуемой страны

2.1 Внешнеэкономические связи в современной экономике Японии

Будучи крайне зависимой от импорта природных ресурсов, а также от состояния мировых рынков, в большом количестве потребляющих производимую в стране продукцию, Япония особо заинтересована в снятии торговых барьеров и развитии процессов экономической интеграции, как на глобальном, так и на региональном уровнях. В этой связи Токио в последние годы демонстрирует активную позицию в рамках действующих международных организаций, включая ВТО, ОЭСР, МВФ, ВБ, АТЭС, формат «АСЕАН плюс 3», а также Восточноазиатский саммит.

Экономика Японии очень сильно зависит от внешней торговли. Страна импортирует 100% необходимого ей хлопка, шерсти, бокситов, 99,9% медной руды, 99,8/о нефти, 99,7% железной руды, 81,8% каменного угля. Япония занимает третье место после США и ФРГ в международной торговле. На её долю приходится 6,3% импорта и 8,9% мирового экспорта (2012г.). Ведущее место в её экспорте занимают машины и оборудование (74,7%), металлопродукция (7,8%), а в импорте — топливо (20,4%), продовольствие (14,7/о), сырьё (8,5%). Страна на 70% обеспечивает себя продовольствием. Основные поставщики продовольственных товаров в Японию являются США, Австралия и Канада. Япония занимает первое место в мире по объёму добычи морепродуктов (около 12 млн. т.).

Япония также занимает первое место в мире по размерам золотовалютных резервов, на её долю приходится 40% мировых банковских активов. Шесть японских банков входят в первую десятку крупнейших банков мира. Объём её прямых зарубежных инвестиций превышает 311 млрд. долл.(2012г.), что составляет 11,7% мировых инвестиций.

Читайте также:  Национальные парки нашей страны россии

Основными экспортными партнерами Японии являются США — 22,8%, ЕС — 14,5%, Китай — 14,3%, Южная Корея — 7,8%, Тайвань — 6,8% и Гонконг — 5,6% (данные за 2012 год). Главные товары на экспорт — транспортное оборудование, автомобили, электроника, электрооборудование и химикаты. Поскольку природные ресурсы страны ограничены, Япония очень зависит от иностранного сырья и импортирует разнообразные товары из-за границы. Основными партнерами Японии по импорту являются Китай — 20,5%, США — 12%, ЕС — 10,3% Саудовская Аравия — 6,4%, ОАЭ — 5,5%, Австралия — 4,8%, Южная Корея — 4,7%, а также Индонезия — 4,2% (данные 2013 года). Главные импортные товары — техника и оборудование, природное топливо, пищевые продукты (особенно говядина), химикаты, текстиль и промышленное сырье. В целом, основными торговыми партнерами Японии являются Китай и США.

Япония занимает четвертое место в мире по объемам энергопотребления, при этом практически не обладает собственными энергоресурсами. Уровень потребления газа в стране составляет около 80 млрд куб. м в год. Доля газа в энергопотреблении Японии в настоящее время составляет 14% и будет увеличиваться. Япония импортирует 100% потребляемого газа в виде СПГ (сжиженный природный газ), занимая первое место в мире по его импорту.

Что касается Русско-японских отношений, то можно отметить следующее они имеют более чем трехсотлетнюю историю, сегодня для этих отношений созданы благоприятные условия. По сути дела, сейчас между Москвой и Токио остался один действительно трудный нерешенный вопрос территориальный. Но и он благодаря усилиям обеих сторон переведен из источника противостояния в русло спокойных, взвешенных, конструктивных переговоров с целью нахождения взаимоприемлемого решения.

В 2012 году двусторонний торговый оборот достиг рекордной отметки в 30,8 млрд. долл. При этом экспорт России в Японию составил 19 млрд, долл., а импорт — 11,8 млрд. долл. Таким образом, Россия имела положительное сальдо торгового баланса в торговле с Японией в размере 7,2. млрд. долл.

Однако доля Японии в российском товарообороте составляет всего около 4 процентов. То есть роль Японии во внешней торговле с Россией весьма незначительна. Еще меньшее значение имеет Россия во внешнюю торговлю Японии. Ее доля во внешнеторговом обороте Японии чуть более 1,8 процентов.

Если рассмотреть структуру торговли, то она на протяжении долгих лет не претерпевает серьезных изменений. Япония закупает у России преимущественно энергоресурсы, цветные металлы, морепродукты и лес. На эти товарные группы приходится свыше 90 процентов всего стоимостного объема российского экспорта в Японию. Более того их доля постоянно растет и приближается к 100 процентам.

Доминирующей тенденцией последних лет был ускоренный рост российского экспорта в Японию нефти и нефтепродуктов. На них приходится более половины всего объема экспорта.

В российском импорте из Японии главной статьей являются автомобили. Большинство из них легковые — более половины импорта.

Из приведенных данных очевидно, что торговля Японии и России носит характер обмена топлива, сырья и морепродуктов на готовую промышленную продукцию в основном потребительского характера.

2.2. Роль японского государства в управлении экономикой

Несмотря на застойные явления в японской экономике в течение последних двадцати лет, до сих пор существует стереотипное мнение о позитивной роли государства в управлении экономикой. Однако эта роль радикально изменялась, и сейчас она совсем иная, чем в предыдущие десятилетия. Изменения происходят не только по мере трансформации экспортоориентированной экономики Японии, немало пострадавшей от глобального кризиса, но и по мере смены её основных экономических доминант, определяющих как национальные преимущества международной конкурентоспособности государства, так и позиции японских компаний на мировых и региональных рынках. О роли государственных институтов в экономике и жизни общества японский премьер-министр говорит следующее: «Что японцы ожидают от парламента? Я считаю, что они призывают нас выйти из современного кризиса и конструктивно обсудить, как мы должны строить будущее Японии. Более того, я считаю, что они обращаются к нам с тем, чтобы мы приняли окончательные решения, а не откладывали дело на будущее».

Экономическая политика Японии в определенном смысле является лишь внешним проявлением закономерностей внутреннего развития страны. Этот сложнейший процесс связан с глубокими экономическими и социальными изменениями, которые имеют серьёзные политические и дипломатические последствия. «За девять месяцев 2010 года ВВП Японии увеличился на 3,9 % в годовом исчислении. Однако занятость населения и уровень безработицы остаются высокими. В целом не приходится ожидать самостоятельного восстановления экономики и нельзя пускать дело на самотек».

В условиях сложной экономической и социальной обстановки в стране не столь давно пришедшая к власти и положившая конец политической гегемонии ЛДП Демократическая партия неслучайно ставила акцент на проблеме социального обеспечения населения, апеллируя к электоральной поддержке наиболее социально ущемленных и незащищенных его слоев. Председатель этой партии и премьер-министр Японии Юкио Хатояма много говорил о качественном улучшении жизни людей, связанной с системой социальной защиты, и о внеэкономических ценностях, которые восстановят благосостояние и медицинскую систему, обеспечат лучшее образование и поддержку в воспитании детей, а также о создании экологически здоровой окружающей среды и природы, в которой каждый отдельный японец будет чувствовать себя счастливым человеком. Благодаря радикальным предвыборным обещаниям демократов в лице Ю. Хатоямы, японское общество замерло в ожидании великих перемен.

Читайте также:  Распределение экспорта товаров по странам основным торговым партнером

Однако Япония уже вошла в период внутренней политической, экономической и социальной нестабильности. Выход из тупика сложен и противоречив. По словам Н. Кана, существует глубокое понимание, что общество попало в тупик: экономическая стагнация длится уже двадцать лет, уровень безработицы постоянно растет, число самоубийств и одиночных смертей возрастает, а меры по борьбе с падением рождаемости и старением общества принимаются медленными темпами. В Японии возросла острота проблемы социальной отчужденности. Это формирует фон, на котором процветают болезнь и нищета, а также самоубийства, число которых в настоящее время превышает 30 тысяч в год. Все это делает более сложным проведение макроэкономической политики, требующей учета возрастающего числа проблемных факторов. В конечном итоге система экономических взаимосвязей усложняется, а процессы, происходящие внутри национальной экономики, испытывают на себе воздействие результатов внешнеэкономической деятельности.

До сих пор Японию более всего заботили зарубежные рынки сбыта, поскольку экономическая деятельность базировалась на вывозе товаров. Такие формы международных экономических отношений, как внешняя торговля, вывоз капитала в виде прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и лицензионная передача технологий, использовались в качестве альтернативных инструментов японской дипломатии для получения конкурентных преимуществ в мировой экономике и маневрирования в целях ограничения своих конкурентов. Японская дипломатия с успехом демонстрировала свои профессиональные качества в международной экономической деятельности. В то же время внутренний рынок Японии оставался более закрытым, чем рынки других развитых государств. В обход правил ВТО Япония, а вслед за ней Южная Корея и Тайвань всячески ограничивали присутствие ТНК и прямые иностранные инвестиции.

ГЛАВА 3. Проблемы и перспективы развития экономической политики Японии

3.1. Изъяны экономической политики и дипломатии Японии

На фоне глобального финансового и экономического кризиса стали видны изъяны экономической политики и дипломатии Японии, поскольку углубилось ключевое противоречие между внешним и внутренним содержанием ее экономики: беспрецедентное инвестирование за рубежом и хроническое недоинвестирование внутри страны с понижающими стимулами к внутреннему инвестированию не только со стороны крупного японского бизнеса, но и иностранных инвесторов, и со снижающейся способностью японского населения к внутреннему потреблению.

Сегодня Японии, как воздух, нужны новые экономические цели взамен тех, которые поддерживали ее прогресс в прежней экономике, отдающей предпочтение активному инвестированию за рубежом и долгосрочному экономическому росту в ущерб текущему потреблению и более справедливому социальному распределению национального дохода. Если спуститься с небес глобализации и не метить столь высоко, то можно обнаружить новую тенденцию, акцентирование на которой позволит Японии усмотреть те инструменты дипломатии, которые оценивались бы с точки зрения того, как их использование в дальнейших стратегических проектах отразится на внутреннем состоянии экономического базиса страны. Для Японии настал тот момент, когда успех зависит от способности сместить глобальные акценты экономической политики и дипломатии в сторону насущных, прозаических проблем, решение которых ждет неотложных мер.

Если использовать теоретические аргументы, то они подтверждают тот факт, при котором внутреннюю и внешнюю экономику не следует рассматривать в отрыве друг от друга, поскольку мощные рыночные силы наносят удар в самые уязвимые места. Поэтому экономическая дипломатия должна быть тесно увязана со всем происходящим в стране, чтобы до начала переговоров располагать всей необходимой информацией. Анализируя мировую практику использования дипломатических методов, можно прийти к выводу, что экономическая дипломатия обретает новую жизнь в новых темах и новых задачах. Помимо традиционных государственных обязанностей, таких, как законотворчество, регламентация, арбитраж, попечение об общественном благе, ведение переговоров и заключение соглашений с государственными властями других стран, экономическая дипломатия охватывает те области деятельности, которые ранее находились в исключительном ведении внутренней политики.

Главные побудительные причины, заключающиеся в пересмотре экономической политики и дипломатии Японии, кроются в признаках оскуднения потенциала внутренних возможностей развития страны. Эти признаки связаны и ростом государственного долга, основанного на внутренних займах населения, и с прогрессирующей проблемой старения населения, и с трудностями выживания сельскохозяйственного сектора и т.д. Иными словами, внутренняя среда, в которой развивается японская экономика, находится на пределе своих возможностей. К этому добавляются неблагоприятные политические тенденции в стране, главными симптомами которых является частая смена правительства и как ее следствие — министерская чехарда последних лет, а также углубляющаяся зона расхождения интересов правительства и бизнеса. В частности, недовольство бизнеса декларативным характером большинства политических установок и программ, популизмом в политике, бюрократической волокитой, отсутствием конкретного содержания налоговой реформы и т.д. В результате, по признанию большое количество законопроектов и международных договоров перенесены для обсуждения на 2013 год, в том числе Закон о почтовой реформе, Основной закон о глобальном потеплении, а также Соглашение о свободной торговле между Японией и Республикой Корея.

3.2. Перспективы развития экономической политики Японии

Для осуществления намеченной правительством политики открытости и реализации активной дипломатии необходимо тесное взаимодействие власти и деловых кругов. Исследуя экономическую составляющую политики и дипломатии Японии, нельзя не сказать о роли Кэйданрэн в новом возрождении экономики страны, Торгово-промышленной палаты Японии и Японской ассоциации корпоративных руководителей, которые замыкают динамично взаимодействующую триаду деловой структуры Японии, совместно вырабатывая стратегическую линию действий, включая и поведение на важнейших международных форумах. В частности, наиболее ярким примером взаимодействия деловых структур является их совещание 1 ноября 2010 года непосредственно перед заседанием Кабинета министров 9 ноября 2010 года с тем, чтобы нацелить новое правительство на проведение политики всеобъемлющего экономического партнерства. Важно отметить, что совещание деловых структур и заседание Кабинета министров проходили в преддверии йокогамского саммита АТЭС, на котором Япония форсировала инициативы по ускорению либерализации внешнеэкономических связей посредством заключения Тихоокеанских экономических соглашений о партнерстве. Поэтому в Совместном заявлении бизнес-структур отмечается: «Участие Японии в переговорах по Тихоокеанским экономическим соглашениям о партнерстве — важный шаг для реализации стратегии экономического роста. Если упустить эту возможность, то наша страна может остаться позади других стран в развитии международной деловой среды и, следовательно, роста мировой экономики и процветания».

Таким образом, бизнес-структуры Японии во главе с Кэйданрэн играют инициативную роль в системе корпоративного управления и деятельности компаний, оказывая влияние на экономическую политику и в конечном итоге на японскую дипломатию. Российские ученые неслучайно обращают внимание на тот факт, что японские СМИ окрестили экс-председателя Кэйданрэн С. Тоёда «премьер-министром экономических кругов». Разумеется, этот штрих не говорит ни о политики двойственного руководства в управлении японской экономикой, поскольку она представлена не только частным, но и государственным сектором, ни о подмене государственных функций частными. Высказывания японской прессы, как правило, выражающей общественное мнение, а не только официальную точку зрения, свидетельствуют, как можно предположить, всего лишь об авторитете Кэйданрэн, объединяющей крупнейшие японские корпорации.

Не менее разнообразна и внутренняя тематика мероприятий председателя Кэйданрэн. Это — предложения по активизации рынков жилья, заработной платы, социального страхования, трудоустройства молодых специалистов, включая даже такие текущие, казалось бы обыденные вопросы, как ликвидация несанкционированных свалок. Это — и вопросы регулярного рассмотрения корпоративной этики, отношений в обществе, взаимоотношений в семье. К ним добавляются и более масштабные темы, касающиеся наличия иностранных космических систем в Японии и состояния оборонной промышленности страны в соответствии с новой программой национальной обороны. Даже краткий анализ текущих дел Кэйданрэн позволяет говорить о роли ее председателя как экономического лидера страны, который имеет политическое и дипломатическое влияние на экономическую политику Японии.

Читайте также:  Страны третьего рейха список

Традиционно японский бизнес и государство более тесно и органично связаны друг с другом, по сравнению с развитыми странами Запада. Как известно, отношение разных государств к этому вопросу неодинаково. На одном полюсе — Япония, Ю. Корея, Сингапур и другие азиатские страны, использующие комплексный подход к повышению долгосрочной конкурентоспособности национальных экономик, в котором государство учитывает интересы бизнеса и старается предусмотреть предполагаемые ответные меры правительств-конкурентов и реакцию как своих, так и зарубежных ТНК, на те или иные шаги. На другом — развитые страны Запада, правительства которых занимают прямо противоположную позицию. В международном плане пока еще сложно судить о том, насколько прочны современные партнерские связи между государством и ТНК и не отражают ли они лишь особенность текущей фазы развития мировой экономики. В настоящее время зоны расхождения интересов наблюдаются в механизме трансфертных цен и распределении экспортных рынков, в вопросах защиты окружающей среды и ограничений деловой практика, в управлении трудовыми ресурсами, а также в чувствительных в идеологическом и культурном плане областях. В периоды кризисов, как правило, появляются новые полосы конфронтации, когда по тем или иным причинам либо государства, либо ТНК не выдерживают темпов перестройки. Подобные полосы конфронтации весьма вероятны в Японии, поскольку формальный аспект в политике остается ведущим. Реформы в стране, как водится, весьма активно пропагандируются, но их осуществление обычно затягивается.

В XXI веке для японской дипломатии открываются новые возможности скорректировать свои оценки и подходы в аспекте открытия Японии, получить новые аргументы и обосновать внешнеполитические приоритеты для ее позиционирования в мире и в целом оптимизировать свою профессиональную деятельность. Важно создать новый инструментарий японской дипломатии для решения большого круга прикладных задач, в том числе экономического характера с учетом непредсказуемых ситуаций, а также с повышением роли корпоративных компонент по укреплению государственно-частного партнерства и всеобъемлющего экономического партнерства в ATP в реализации потенциала по восстановлению экономики страны.

Заключение

Итак, в процессе написания работы мы выяснили, что:

  • Прошло немало десятилетий с того момента, когда Япония из отсталой феодальной страны превратилась в сверхдержаву. На протяжении всей истории Япония натыкалась на множество препятствий на пути к своему могуществу.
  • Колоссально быстрый экономический подъем в Японии после Второй мировой войны привлек к себе огромное внимание. Япония превратилась не просто в страну с развитой экономикой и вторым в мире государством по объему производимого ВНП.
  • Япония занимает третье место в мире по ВВП на душу населения после Соединенных Штатов Америки и Китая. Секретом Японского процветания является экспорт высокотехнологических товаров, в частности бытовой техники, автомобилей и компьютеров. Благодаря этому страна сумела выйти из финансового кризиса и приобрести положительное сальдо торгового баланса, которое ей удается сохранять уже в течение 30 лет.

Небывало длительная рецессия японской экономики, а также катастрофические последствия землетрясения и цунами в марте 2011 года, создавшие угрозу радиоактивного заражения региона, выдвигают на первый план внешней и внутренней политики страны экономическую компоненту национального интереса. Экономическая дипломатии Японии становится не просто фактором укрепления государственного могущества, призванного компенсировать недостающие военно-силовые элементы, входящие в комплексную характеристику современного государства, а приобретает дополнительное политическое значение, являясь ответом как на новые внешние вызовы, так и на возросшие требования японского населения к уровню и качеству жизни.

Финансовое состояние Японии в 2013 году напрямую зависит от поведения курса Иены, в случае его дальнейшего укрепления экономическая ситуация в стране восходящего солнца только ухудшится, если же национальному банку страны все же удастся добиться снижения, можно ожидать некоторого увеличения экспортных поставок.

Правительство Японии ожидает, что рост экономики страны в 2013­2014 финансовом году, который начнется в апреле 2013г., составит 1,7%. Прогноз роста валового внутреннего продукта (ВВП) на текущий финансовый год сохранен на уровне 2,2%.

Также согласно прогнозу японского правительства, потребительские цены в текущем финансовом году вырастут впервые за последние четыре года: рост составит 0,2%, а в 2013-2014 фингоду — 0,5%.

Источник

Оцените статью