Причины распространения буддизма на Западе

Общеизвестно, что буддизм — одна из древнейших мировых религий, оказавшая наибольшее влияние на становление восточных народов.

распространение буддизма

Однако, буддизм интересен не только с точки зрения религии, но и философии, культуры, и даже в качестве своеобразного стиля жизни. После двух с половиной тысяч лет существования буддизма образовалось два главных направления буддизма: махаяна и хинаяна. Государства, для которых буддизм является традиционной религией, расположены в Восточной, Южной и Центральной Азии.

Процесс глобализации расширил не только географические границы буддизма, но и национальные. В настоящее время, многочисленные буддийские общины и центры локализуются не только на Востоке. Буддизм обрёл большое количество новых приверженцев в европейских странах, в Новой Зеландии, Америке, Австралии. Европейская страна, в которой особенно распространён буддизм – Германия, около двухсот буддийских объединений возникло там, начиная с первой половины ХХ века. Примечательно, что буддизм стал одной из первых по числу приверженцев религий среди немцев и французов. Был создан Европейский буддийский союз, занимающийся постоянной организацией конгрессов в городах Европы. Также буддийские общины не редкое явление для западной России и Украины.

Все вышесказанное делает достойным внимания рассмотрение следующих основополагающих ценностей буддийского учения, именно благодаря им буддизм интересен людям по всему миру:

Толерантность к другим вероисповеданиям

Одной из главных особенностей буддизма является то, что история его существования не знает войн против других конфессий. Чего нельзя сказать о монотеистических религиях, история которых полна военными конфликтами, происходившими в борьбе за утверждение своих учений.

толерантность буддизма

Совсем не обязательно быть приверженцем только буддизма. Буддистом может стать каждый — ведь это больше духовный путь и стиль жизни, чем вера. Любой человек, какую бы религию он не исповедовал, может практиковать буддийское учение. Например, в Китае верующий по настроению или потребности может обратиться как к Конфуцию, так и к Будде или даосизму. Также в Японии одинаково чтят учения буддизма и синтоизма. Веротерпимость, без всякого сомнения, можно назвать одной из привлекательных черт буддизма.

Но с сожалением приходится признать, что нетерпимость к вероисповеданию – это одна из трудностей мировой общественности. Практически во всех странах мира наблюдаются этнические споры, враждебное отношение к беженцам, участились случаи религиозного экстремизма. Различия в культе и религиозных учениях часто провоцируют религиозные войны. Это ещё раз подтверждает, что толерантность буддизма несёт огромную пользу. Будда поощрял лояльное отношение к другим вероисповеданиям, верил, что человек сам способен обрести религиозные взгляды и духовного учителя.

Мировая общественная увлечённость буддизмом объясняется лояльностью к культурным и религиозным ценностям других религий, отсутствием стремления быть исключительной религией, готовностью к диалогу между конфессиями.

Демократизм буддийского учения

Понятия демократии и свободы неотделимы от учения Будды. В буддизме отсутствуют обязанности перед институтом церкви, обязательные посты, богослужения и религиозные ритуалы. Буддизм подчёркивает равенство всех людей, как нечто естественное.

буддистские общины

Получается, цели демократии тесно переплетаются с буддийскими идеями общественного устройства. Главные гражданские права приходят в исполнение, гармонируя с этическими постулатами буддийского учения. Также буддийскому учению не чужда альтруистическая любовь, сопереживание и чувство ответственности перед всем обществом.

Присутствие расширенного учения психотехники

С происхождением буддологических школ буддизм изучается не только как религия, но и как один из видов духовной практики. Немаловажной причиной распространения буддизма в странах США и Западной Европы является именно практическое применение психотехники для воспитания духа и разума, а также для решения внутриличностных конфликтов. Сторонники буддизма ищут в нем душевной гармонии, отдыха от повседневности с её заботами и тревогами.

психология буддизма

Психологическая практика буддизма даёт результаты в реальной жизни, а не загробной. Наглядный пример одной из таких практик – Аннуттара-йога-Тантра или практика наивысшей йоги, с помощью которой можно добиться существенного результата в достижении самоконтроля. Для выполнения данной практики необходимо наличие больших интеллектуальных и душевных ресурсов у практикующих, что объясняет наибольшую популярность буддизма в творческих и научных сферах деятельности.

Рациональная обоснованность буддизма, близкая связь с наукой современности

Это означает, что в буддизме не принято доверять «слепой вере». Восемь ступеней буддийского пути обходят стороной такую категорию, как «вера». Конечно, категория «веры» встречается в духовной практике буддизма, но её нельзя назвать фундаментальной. Истина познаётся путём практического познания.

Своё место буддийское учение находит также и в современных научных исследованиях, например, в физике. Параллели с буддийской мыслью обнаружил Фритьоф Капра, по утверждению которого современная физика схожа по мироощущению с философией Востока.

обоснованность буддизма

Если подробнее рассмотреть теорию, изучающую квантовое поле, то можно увидеть схожесть с буддийской трактовкой «пустоты» или, как её ещё называют, шуньята. В буддизме говорится о сущности, являющейся основанием всех вещей, которая не поддаётся словесному описанию, и о ней можно лишь сказать, что она является пустой. Понятие «пустоты» в буддизме подразумевает не привычную для нас пустоту, а Пустоту как абсолютную категорию, как неиссякаемый источник жизни. Поэтому, отдельные учёные изучают квантовое поле, сравнивая его с пустотой, какой её понимают буддисты. Они полагают, что оба эти понятия являются формообразующими источниками энергии.

В отличие от укоренившихся философских парадигм Запада, буддизм объясняет мироздание как единство всех существующих объектов, что соответствует теории современной квантовой физики.

Больше о древних религиях в Индии можно прочитать в этой статье.

Примечательно, что европейские научные работники приглашают к сотрудничеству именно буддийских учителей, в особенности тибетских. Общение наставников проходит в виде бесед, конгрессов с представителями из всевозможных течений западной науки. Наиболее известный пример такого взаимодействия – межнациональный форум «Сознание и жизнь», проводящийся в индийском городе Дхармасала два раза в год. Целью этого форума является объединение стараний в материальном и духовном развитии. Тибетские наставники утверждают, что буддизм готов к новым научным исканиям. Верховный глава Тибета Далай-лама не отрицает возможности научных открытий, которые могут противоречить священным писаниям. Более того, буддисты готовы принять новые научные доказательства.

наука и буддизм

Также стоит отметить, что различные области науки, такие как: экология, медицина, физика, философия, трансперсональная психология, используют буддийские учения о сущности мироздания и человеческой природе. К примеру, американский учёный и мыслитель Кен Уилбер основал в 2003 г. Институт интегративной психологии, где более 400-от учёных изучают

Отправить ответ

avatar