Как научиться писать стихи: 5 шагов к успеху

Иногда слушаешь очередную мега-популярную песню по радио и диву даешься: тут же все банально до безобразия. Мелодия незамысловатая и рифмы простые. Да этот стих на ходу сочинить можно! Что тут вообще уметь? Я, мол, таких куплетов с припевами могу за день столько наваять, что какой-нибудь начинающей поп-диве репертуара минимум на год хватит. И на раскрутку, и на всенародную любовь.

выступление на сцене
Однако, когда дело доходит до сочинения стихов, то здесь на первых порах как-то кроме «любовь» с «морковью» ничего толком срифмовать почему-то не выходит. Ну, еще, быть может, «всегда» и «никогда». Или ту же «любовь» или «морковь» для особой драматизации можно срифмовать со словом «кровь». На этом, собственно, все светлые начинания юного рифмоплета зачастую сходят на нет.

Чего же не хватает для того, чтобы ваши творения стали нравиться не только вам? И как быстро сочинить стих, который бы из-за этой форсированности не терял бы в качестве? Тут, как и в любом деле, есть несколько основных условий, которые всенепременно надо соблюсти. Особенно, если вы собираетесь создать что-то более глубокое, красивое и проникновенное, нежели популярные ныне опусы про «чумачечую весну» и «муси-пуси».

Богатый словарный запас

Для того, чтобы стих, сочиненный на ходу, получался удобоваримого качества, требуется довольно большой словарный запас. К примеру, вы должны знать, как минимум, 3-4 синонима одного слова. В противном случае все части, которые не будут подходить по стихотворному размеру, вам придется дополнять всякими «типа», «в общем» или вовсе нецензурными вставками. Для некоторых стихотворных и песенных жанров и такой уровень владения языком вполне сгодится. Но вот с настоящей поэзией сие «творчество» зачастую имеет мало чего общего.

чтение книг расширяет словарный запас

Как можно пополнить свой словарный запас? Есть старый проверенный метод: регулярное чтение художественной литературы. И неважно, какой она давности. Например, во время прочтения «12 стульев» Ильфа и Петрова можно нахватать таких оригинальных оборотов, которые будут служить вам верой и правдой долгие годы и даже десятилетия. Общение с образованными людьми и поглощение интеллектуальной информации для пополнения запаса слов также полезно.

Развитие фантазии

Без умения фантазировать ни о какой профессиональной поэзии также речи быть не может. И уж тем более о той, которая должна быть сотворена в считанные мгновения. Так что развивайте фантазию, дамы и господа!

развивай фантазию и воображение

Постарайтесь смотреть на окружающую (и даже несуществующую) действительность многосторонне и нестандартно. Поиграйте в нечто из разряда: на что похож дом, и что будет, если к нему приделать крылья? Вы даже представить себе не можете, насколько увлекательной зачастую становится такая практика. Просто попробуйте.

Развить фантазию вам также поможет давнишняя детская игра, которая называется «Что на что похоже?». Суть ее проста: берется любой предмет или явление, в котором нужно обнаружить сходства с чем-то другим. Так, колючий кактус может быть похож на ёжика, а сквозняк от кондиционера — на дыхание детеныша северного ветра. Практикуйте это регулярно – и вы вскоре заметите, что ассоциативный ряд у вас с каждым разом становится все длинней, насыщенней и оригинальней.

Чувство рифмы

Как быстро написать стих, если вы не владеете искусством рифмоплетения? Правильно — практически никак. Единственный выход – это воспользоваться специальным словарем, который доступен как в книжном варианте, так и в виртуальном. В интернете это делается так. Берется слово, к которому нужно подобрать рифму, вписывается в соответствующую строку – и, вуаля, великое множество вариантов у вас перед глазами. Что же касается книги, то здесь необходимое слово и рифмы к нему нужно будет поискать меж страниц.

словарь с рифмами

Но не видится ли вам, что такой подход к сочинительству больше похож не на творчество, а на чисто механическую работу? Если такое ощущение у вас есть, то это неспроста. Во-первых, говорит оно о том, что такая особенность при работе со словарями на самом деле существует. А, во-вторых, свидетельствует о наличии у вас по-настоящему серьезного отношения к процессу написания стихов, что просто великолепно.

Многие опытные поэты говорят о том, что о существовании рифмы нужно не только знать — ее нужно почувствовать на каком-то более глубоком уровне. И у каждого, кто регулярно сочиняет стихи, обязательно наступает переломный момент, когда чувство рифмы проникает в подсознание и становится полезной привычкой.

Но поскольку происходит это не сразу, то для начала следует иметь хотя бы общее представление о таких стихотворных размерах, как хорей, ямб, амфибрахий или белый стих, в конце концов. Практически все выдающиеся сочинители начинали с того, что на ранних порах кому-то и чему-то подражали. Так зачем изобретать велосипед заново? Не проще ли взять и воспользоваться схемой, откатанной веками?

Формирование навыка

Сколько бы мы ни говорили о пользе теории, как бы не твердили о необходимости специальных знаний, но все же любое умение приходит лишь с практикой. Среди спортсменов бытует любопытная поговорка: «День без тренировки – год без побед». Она говорит о том, что если в каком-то деле вы решили стать настоящим асом, то без ежедневного оттачивания мастерства никак не обойтись.

научиться писать стихотворения

В какой-то мере навык быстрого создания стихов – это тоже спорт. Допустим, одно время вы будете регулярно упражняться в стихосложении и достигнете немалых успехов. Но если после этого вы (окрыленные успехом) бросите регулярные занятия, то ценный навык начнет куда-то постепенно улетучиваться. Словом, если вы хотите всегда быть в форме – тренируйтесь и развивайтесь постоянно.

Авторский стиль

Как ни крути, а всеобщее признание приходит лишь к тем, кто имеет свой авторский стиль, который ни с кем нельзя спутать. Это профессионал с большой буквы, который не только знает, как писать стихи быстро и качественно, но также имеет свой оригинальный подход к этому делу.

авторский стиль в стихотворении

Настоящему профи доставляет удовольствие не только конечный результат, но и то, что ему предшествует. Он настолько умело расставляет слова и смыслы, превращая их в гармоничные сочетания, что в его исполнении порой это видится чем-то элементарным. Однако за этой легкостью скрывается немалый труд. И заключается он в обязательной отработке на практике всех условий, указанных выше. Все через это проходят. Так что не вы первый, и, скорее всего, не вы последний.

Как видите, создание стихов на ходу – это не такое уж элементарное дело, как может показаться на первый взгляд. Но вместе с тем ничего невозможного в нем тоже нет. При наличии желания и терпения в этом деле практически любой сможет достичь желаемых высот и ожидаемого признания. А пока что просто сделайте первый шаг навстречу мастерству.

Отправить ответ

avatar