Этапы умственного развития ребенка: концепция Пиаже

Большая часть существующих концепций развития человека утверждает — индивид формируется поэтапно (от стадии к стадии). Для того, чтобы достигнуть взрослости он должен поочередно проделать путь из некоторого количества стадий. Для наглядного изображения интеллектуального развития детей имеется ряд методик. Одни ученые полагают, что интеллектуальное развитие – беспрерывная и постоянная очередность стадий, причем каждая следующая заблаговременно подготовлена предшествующей. Другие считают, что развитие детей – очередность реорганизаций, содержащих дополнение либо сдерживание тех или иных функций в конкретный период. Остановимся на концепции Пиаже, где этапы умственного развития ребенка делятся на три большие стадии.

этапы развития ребенка в концепции пиаже

Сенсомоторный этап (с рождения до двух лет)

На данном этапе малыш познает основы моторики и сенсорики. Говоря иными словами, ребенок учится выполнять следующие действия: слушать, рассматривать, ударять, рвать, мять, сгибать, подталкивать, сыпать. Это обязательно нужно помнить родителям малыша, особенно когда ребенок встает на ноги. Таким образом, на базе тех механизмов, которые были переданы ребенку по наследству и первичных приобретенных им моторных функций, понемногу начинает совершаться объединение друг с другом различного рода операций. Что, в свою очередь, является толчком для создания новейших ресурсов, при помощи которых, возможно, достижение конкретных целей.

Сенсомоторный этап содержит в себе шесть стадий

стадии сенсомоторного этапа развития ребенка

  • Врожденные рефлексы (от 0 до 1 месяца). У ребенка имеются сосательный и хватательный рефлексы. Они возбуждаются наружными стимулами и вследствие регулярного повторения совершенствуются.
  • Моторные способности (от 1 до 4 месяцев). При виде бутылочки с едой ребенок как бы начинаем причмокивать и делать сосательные движения губами, а также пытается ухватить ее рукой. Данные способности сформированы у него, как условные рефлексы.
  • Циркулярные реакции (от 4 до 8 месяцев). Ребенок пытается ухватить игрушку, которая подвешена на нитке с той целью, чтобы она загремела или запищала. Данный опыт формируется вследствие формирования координации между моторными схемами и перцептивными системами.
  • Координирование целей и средств, для их достижения (от 8 до 12 месяцев). Все без исключения действия производимые ребенком становятся наиболее намеренными, он ориентирован на результат и уж тем более на положительный исход своей миссии. К примеру, он отодвигает руку человека проводящего эксперимент, для того чтобы достать скрытую за ним игрушку.
  • Новые открытия, позволяющие достичь цели (от 12 до 18 месяцев). Их свершение происходит, как правило, случайно, однако, порождает у детей развитие взаимосвязи между воздействием на предмет и его итогом. Например, потянув на себя одеяло, малыш способен достать игрушку, располагавшуюся на его конце.
  • Новые изобретения, позволяющие достичь цели (от 18 до 24 месяцев). При возникновении у ребенка тех или иных задач, он пытается найти для них оригинальное решение, вследствие уже существующих у него методов, опыта проделанных операций и имеющихся мыслей.

Этап определенных действий (от двух до одиннадцати лет)

Возникает последующий переход действий и их преобразование в операции, дающие ребенку возможность сопоставлять, систематизировать, определять, располагать предметы рядами и т.д. Таким образом, сталкиваясь с определёнными предметами, ребенок устанавливает, тот факт, что созданные им объекты, которые он закончил возводить, можно уничтожать, а затем воссоздавать по-новому, точно так же или в ином виде. Так, ребенок начинает узнавать, что имеются конкретные виды операций, которые обратимы и имеют все шансы интерпретироваться в единые структуры. Это дает ему возможность оперировать такого рода значениями, как численность, размер, количество, масса, вместительность, объем и т. д.

Предоперациональная стадия (от 2 до 5 лет)

этапы умственного развития ребенка

Предполагает собою первый период формирования структур психики ребенка путем приобретения жизненного опыта. Для него свойственно формирование условного мышления, дозволяющие ребенку демонстрировать для себя предметы либо стимулы при помощи образного мышления и называть их, либо наименованиями, либо знаками, но никак не прямыми действиями. Но, тем не менее все те операции, которые ребенок стремится совершить на данном этапе, урезаны и еще слишком ограничены спектром мышления и его эгоцентрическим нравом. На данном возрастном отрезке, по-видимому, он еще не готов принимать во внимание разнообразные нюансы этой ситуации. Здесь ребенок только учится взаимодействовать с предметами.

Первая степень определенных действий (с 5 до 8 лет)

первая степень определенных действий ребенка

Эта стадия достигается, в том случае, если ребенок способен осознать, что два показателя предмета, к примеру, его фигура и вещественное количество, никоим образом не находятся в зависимости друг от друга. То обстоятельство, что одна сосиска толстая, а другая, наоборот, худая никак не оказывает влияние на то количество пластилина, которое было взято, для их формирования. Данное понимание о сохранении отдельных свойств предмета расширяется и переходит на используемый материал в каждом конкретном предмете, на его длину, а затем, в последующей степени формирования – на его размер и вес. На данном интервале развития ребенок обретает умение располагать предметы рядами (к примеру, по размеру, от большего к меньшему и наоборот) и их систематизации (раскладывает по цветам, красный к красному или же по изображениям на картинке, кроликов к роликам и т. д.).

Вторая степень определенных действий (с 8 до 11 лет)

этап определенных действий

Теперь ребенок, кроме понятия о сохранении массы, и объема, приобретает ещё и понимание о таких величинах, как время и скорость, а также знакомится с понятием эталон. По завершении данного этапа ребенок, помимо всего прочего, основательнее осознает и связь между свойствами предметов; что дает ему возможность организовывать объекты в пространстве, разрешать задачи, связанные с перспективой либо решать элементарные физические вопросы, и показывает ему подход к логическому мышлению, присущему старшим школьникам и взрослым.

Этап внешних действий (с одиннадцати до пятнадцати лет)

На конкретном этапе развития, мыслительные действия имеют все шансы реализовываться в отсутствии той или иной определенной опоры. По сути, разговор идет об отвлеченном абстрагированном мышлении, основанном на гипотезе и дедукции.

Отправить ответ

avatar