Развитие ребенка: взаимодействие с вещами

Действия с, казалось бы, самыми обычными бытовыми предметами способны влиять на развитие памяти и мышления ребенка. Узнайте, как это происходит и чем могут помочь родители.

Подражание взрослым

С началом раннего возраста перед малышом встает непростая задача по освоению культурных способов использования различных предметов. Если раньше, взяв ложку, он размахивал ею, стучал по столу, мог засунуть в рот ручку ложки, то теперь он учится с ее помощью есть. Для него не существует неинтересных предметов. Особенно привлекательны те предметы, которые находятся в руках взрослого.

Подражание взрослым

Поначалу он просто подражает действиям мамы. Если показать ему, как катать машинку, он возьмет ее, повертит в руках и может начать катать ее колесами вверх. Ему еще не важно правильное расположение предметов при действиях с ними, ему важно, что он повторяет действия именно с тем предметом, который видел в руках взрослого. Ребенок действует по схеме: один предмет — одно действие. Если малыш привык пить из красной чашки, то желтая чашка будет для него абсолютно новым предметом с неизвестным назначением.

Освоение простых действий

Примерно в 15 месяцев ребенок может начать выполнять одно и то же действие с разными предметами. Например, научившись надевать варежки, он будет надевать их на куклу (не важно, на ее ногу или руку), на вас или на ручку двери. С другой стороны, ребенок исследует всевозможные функции одного предмета: карандашом можно рисовать, ковырять землю в цветочном горшке, достать с его помощью закатившуюся под шкаф игрушку. как раз с этого времени с ребенком можно начинать читать сказки.

Освоение простых действий

Так развивается одна из главных функций человеческого мышления — обобщение. Если ребенок научился есть ложкой, то со временем для него становится неважно, какой конкретно ложкой есть — маленькой, большой, с зайчиком на ручке или синенькой пластиковой. Ребенок запоминает образ предмета и способы действия с ними.

Из освоения простых действий (таких как питье из чашки, причесывание расческой, надевание и снимание различных предметов одежды) складываются первичные навыки самообслуживания ребенка. Задача родителей в этот период — поощрять и корректировать попытки ребенка самостоятельно действовать, осваивая новые для него способы взаимодействия с вещами. Помните, что малышу очень важно ваше одобрение, он будет постоянно оглядываться на вас в поиске подтверждения правильности своих действий.

Даже если речь идет о предметах, помните, что всегда в любой вашей деятельности в первую очередь важно общение. Через ваше отношение к нему и его действиям будет в дальнейшем формироваться и его собственное отношение к себе и к окружающему миру в целом.

Отправить ответ

avatar