Воспитание детей: бить или не бить?

Существует большое количество дискуссий и мнений по вопросу телесных наказаний детей. Если постараться, то можно выделить некоторые общие наборы плюсов и минусов в данном методе воспитания. Некоторые находят это негуманным, кто-то же считает, что это высшая мера и лучшее обучение ребёнка понятию справедливости. Все они по-своему правы, ведь шлепки и подзатыльники могут быть адресованы провинившемуся чаду в абсолютно разных обстоятельствах и при разных уровнях взаимоотношений детей и родителей.

воспитание ребенка ремнем

Когда физическое наказание ребенка имеет смысл

Сегодня, не принимая ни одну из сторон в споре по поводу телесного наказания провинившегося ребенка, приведем некоторые ситуации, когда «высшая мера» будет оправданной:

  • При обязательном условии наличия между взрослым ребёнком взаимоотношений не разряда «командир — подчинённый», а типа «взрослый друг, ведущий по жизни», дети обучаются понятию справедливости; многие ребята, воспитываемые подобным образом, осознанно заявляли о справедливости понесённых ими наказаний и благодарности за них родителям.
  • При должных объяснениях и разговорах, направленных на создание понимания ребёнка того, что от него хотят, «виновные» приучаются следовать неотъемлемому закону жизни: набедокурил – понеси ответственность; дети понимают, что какое-либо преступное действие будет нести соответствующие последствия, и не только в виде наказания, но в виде личной ответственности за содеянное.
  • Кратковременное болевое воздействие на ребёнка в разы менее неблагоприятно воздействует на психику растущего человека, нежели моральная и эмоциональная агрессия, адресованная чаду. При условии, что наказание исполняется исходя из строгости, желания приучить дисциплине, но не из необдуманной нервной импульсивности, которая свидетельствует о моральной несостоятельности самого взрослого.
  • Наказания учат осознанному и добровольному послушанию, если беспрестанно демонстрировать любовь к ребёнку, даже наказание сопровождая словами: «Я делаю это потому, то люблю тебя и хочу для тебя лучшего». Если слова искренни, ребёнок отлично поймёт это и вряд ли станет навешивать на вас ярлык «злого командира», напротив, приучаясь больше думать о собственных действиях, а не о ваших.
  • Очевидно, что для создания положительного воздействия телесного наказания на ребёнка необходимы некоторые условия родительско-детских отношений, без соблюдения которых незамедлительно проявляют себя минусы, что перечислены ниже:
  • При недостаточности объяснений и разговоров в добрых, дружеских тонах, шлепки и подзатыльники селят в чувствах детей страх, причём не сколько самого наказания, сколько вас самих. Ведь кода ребёнок не понимает, что он сделал не так, он начинает ждать подвоха в каждом своём действии, а подвох для него – это вы.
  • При недостаточном самоконтроле и воли над действиями, раздражительности и «расшатанных нервах», про которые любят упоминать мнительные родители, ребёнку могут всыпать и за такую оплошность, где можно было обойтись серьёзным разговором с обстоятельными объяснениями, когда требуется задействовать больше ума и изобретательности, чем при простейшем движении руки и крике. Это также вручает характеру чада пугливость, внушает неприязнь и злобу, ведь, в отличие от популярных заблуждений, ребёнок всё отлично понимает – только по-своему.
  • Если взрослый сам не демонстрирует примерного поведения детям, однако наказывает их, по сути, за свои же оплошности, вряд ли это воспитает в ребёнке чувство справедливости. Скорее, собьёт его с толку и заставит потерять всякий ориентир в дисциплине. Из воспитываемого подобным образом маленького человечка может вырасти критикан, «не видящий бревна в своём глазу» либо, опять же, пугливый, неуверенный в себе и окружающих человек.

Из перечисленного выше можно сделать краткий вывод – телесное наказание является мерой, к которой можно прибегать лишь в необходимых случаях, требующих мудрой строгости, а не выплеска необоснованного негатива на первого, кто под руку попался. Предварительно взвесьте все «за» и «против» и установите доброжелательные, тёплые, наполненные любовью и взаимопониманием отношения с вашим малышом, будьте для него старшим товарищем и примером для подражания. Лишь тогда подобное действие не станет деструктивно влиять на психику чада, но станет эффективным и уместным инструментом воспитания, приучающим к справедливости и ответственности.

Отправить ответ

avatar