Учим малыша пересказывать

Детям в старшей и подготовительной группах дошкольных образовательных учреждений очень важно научиться правильно и полно рассказывать и пересказывать различные тексты. Взрослым кажется, что это сделать достаточно легко, т. к. они уже владеют этим навыком в совершенстве. Но это совсем не так! Пересказ и рассказ — очень сложные процессы для малюток, потому что требуют от ребенка применения всех речевых и интеллектуальных возможностей, использования всех детских силёнок. Но заботливые родители могут помочь своему чаду овладеть этим непростым искусством.

С чего начать

Вначале мама или папа, бабушка или дедушка с выражением читают текст малышу. Это может быть короткий рассказ, сказка или повествование о событии из прошлого. История заинтересует ребёнка только в том случае, если он представит себе персонажей, место действия, возможно выдуманное продолжение сюжета. Эмоциональное чтение пробуждает интерес и воображение крохи. Затем взрослый выясняет, правильно ли понял ребёнок содержание и смысл прочитанного.

С чего начать

Вопросы взрослого по тексту и выделение главной мысли прочитанного помогут в этом. Чтобы чадо лучше запомнило сюжет, стоит перечитать произведение несколько раз. Можно сделать это с интервалом от нескольких часов до суток. Картинки и простые упражнения с ними также способствуют лучшему восприятию текста. Взрослые могут спросить у малыша, какой герой изображён на иллюстрации, что он делает, в какой части повествования (в начале, середине или конце) встречалось изображённое событие.

Пересказ текста

Только после выполнения этих несложных манипуляций можно попросить ребёнка пересказать услышанное. Короткий текст ребёнок способен рассказать без помощи взрослого. Длинные произведения сложнее, поэтому малышу нужна подсказка. Родитель может начать рассказывать, а юный слушатель — продолжить и закончить. При помощи красочных иллюстраций можно восстановить диалог между героями, используя при этом различные интонации. При желании можно попросить чадо изобразить эмоции персонажей. Обязательно нужно обращать внимание на то, чтобы ребёнок говорил размеренно, громко, чётко, без напряжения.

Развитие ребенка может происходить быстро или медленно, но в ваших силах выбрать методику развития. Вы можете всячески направлять и поощрять ребенка.

Учим малыша пересказывать

У детей сформируется способность пересказывать приключения, события и происшествия, не путая их во временной последовательности. При этом осваивается и построение рассказа, и умение в простейшей форме передать завязку, развитие действия, кульминацию и развязку. Данный навык обязательно пригодится ребёнку при прохождении школьного курса.

Описание предметов и явлений

После овладения вышеописанным навыком приступают к более сложному виду рассказа — описанию. В этом ребёнку помогут игрушки, комнатные растения, местные пейзажи и герои просмотренных мультипликационных фильмов. Описание опирается на восприятие ребёнка. Он рассказывает о том, что видит. Чтобы помочь малышу, можно задавать наводящие вопросы: «Что это?», «Какого цвета предмет и составляющие его части?», «Что предмет может делать?», «Из какого материала вещь создана?» и т. п. Важно понимать, что описание — это характеристика предмета или явления с помощью слов, отображение его основных свойств или качеств.

Описание предметов и явлений

Умение описывать окружающие объекты поможет ребёнку:

  • отделять главное от второстепенного, существенные детали от несущественных и находить взаимосвязь между ними;
  • составлять рассказ в правильной последовательности;
  • использовать более точные слова и определения.

Работа над рассказами и пересказами способствует:

  • обогащению словарного запаса детей;
  • формированию навыка правильно и чётко выражать свои мысли;
  • развитию умения составлять и использовать в речи полные и сложные предложения.

Отправить ответ

avatar