Способный ребенок: секреты воспитания

Современные родители понимают, что для достижения успеха надо обладать особым потенциалом. И каждый родитель ни на секунду не сомневается в том, что его ребенок наделен уникальными способностями. Поэтому с самого рождения мы пытаемся определить, в чем малыш сможет проявить себя в будущем.

талантливый ребенок

Если ребенок любит танцевать, петь, мастерить, решать логические задачи или рисовать, означает ли это, что у него формируются творческие способности? И вообще, что такое «творческие способности»?

Способности бывают разные

Способности человека — это его индивидуальные свойства, которые позволяют ему успешно осуществлять деятельность определенного рода. Способности включают в себя многие признаки и целый ряд данных, но главное: они развиваются в деятельности. Существует довольно популярная концепция Пиаже, которая описывает все этапы умственного развития ребенка.

разные таланты

Выделяют общие и специальные таланты. Общими называют таланты, которые характеризуют степень умственной (интеллектуальной) деятельности. Все специальные способности обычно вырастают из общих и не могут существовать без них. А как связать с этим творчество?

Отметим, даже в научном обществе на этот счет нет однозначного мнения. Одни ученые подразделяют общие умственные способности на познавательные и творческие. Другие — на интеллект, обучаемость и креативность — общую творческую способность (преобразование знаний). Креативность рассматривают как составную часть любой одаренности. Одаренность, в свою очередь, определяется, как большой уровень развития каких-либо дарований.

В одном сходятся многие: высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей, и наоборот. Оговоримся сразу, о таком уникальном феномене, как гениальность, речь не идет. Природа гения по-прежнему непостижима.

природа гения

Откуда это берется?

Никто не отвергает генетический запас, который нашим детям достается от нас, наших родителей и прародителей. Знаете ли вы свое генеалогическое древо настолько, чтобы наверняка сказать: «Нет, в нашем роду представителей творческих профессий не было никогда»? А в роду вашего супруга? Сплетение генетической информации непредсказуемо.

Сколько знает наша история талантливых людей, которые так и не смогли противостоять неудержимому желанию творить, стоя у станков или работая на ферме. Природа брала верх, и появлялись на свет замечательные произведения. Но природные задатки — это не единственная составляющая. Воспитание в ребенке усидчивости, любви к творчеству — тоже один из пунктов в списке дел на пути к таланту. Методика воспитания Никитиных предусматривает разный подход к разным детям, и это правильно!

внимание способностям ребенка

Не переусердствуйте в случае обнаружения врожденных способностей в творческой семье, каталось бы, вопросов нет по наследству растет маленький талант. Он уже в полгода подбирает мелодии на пианино! А ваш малыш не подбирает? Странно! Может, просто потому, что у вас в квартире нет пианино?

А есть ли другие игрушки, кроме пианино, у ребенка из семьи музыкантов? И как отнесется папа-виолончелист к увлечению сына футболом? Мы знаем целый ряд уважаемых творческих династий, но, положа руку на сердце, все ли их представители одинаково талантливы? Или, привыкнув к поощрению за игру с папиными кисточками и красками, малыш становится художником не по призванию, а «по привычке»? Навыки у него выше, чем у его сверстников из «непрофильных» семей, круг общения сформирован с детства — творческая среда так же сосредоточена на профессиональных вопросах, как и любая другая. Не мешает ли в таких случаях творческая направленность родителей раскрытию уникального дарования самого ребенка?

зачем нужно развивать способности

А ведь параметры творческого начала едины. Здесь задействованы:

  • внимательность;
  • разносторонность интересов;
  • гибкость мышления;
  • его оригинальность;
  • конкретность и абстрактность мыслительного процесса одновременно;
  • чувство гармонии;
  • открытость восприятия.

К тому же проявиться творческие способности могут не всегда, нужна креативная среда: непринужденная обстановка, стимулирующая любые идеи самого ребенка, его свободу Действий, отсутствие завышенных требований, наличие оптимальной критики, стимулирование познавательного интереса, накопление суммы знаний.

Кому это нужно?

Что же нам необходимо предпринять, чтобы наши дети росли творческими личностями? Для начала — честно (хотя бы для самих себя) ответить на вопросы: «Хочу ли я, чтобы мой ребенок обладал особыми способностями?», «Зачем мне это?» и «Что я готов для этого сделать?». Ведь не каждый родитель сможет смириться с фотостудией, организованной в домашних условиях, или академией художеств вместо юридического факультета.

правильный подход в воспитании

Быть родителями творчески одаренных детей не просто

Ведь когда этот потенциал в ребенке есть, то его не удержать, как не удержать кипящую лаву в кратере вулкана.

Особенно если вы сами к его увлечению не имеете никакого отношения. Готовы ли вы к такому повороту событий, когда с рождения вы видите для своего чада прекрасное инженерное будущее, а на 2-м курсе института в вашей квартире появляется барабанная установка? Как любящий родитель, вы примете и это, если вы принимаете своего ребенка безусловно. Главное — направить лаву его творчества в безопасное русло.

Подсказки для родителей

Для развития у ребенка творческих способностей необходимо создать соответствующие условия с раннего детства, чтобы атмосфера творчества для ребенка стала естественной и привычной.

Чтобы творческие способности закрепились, необходимо создать для них надежную платформу. Это общие способности ребенка: интеллектуальный потенциал, исследовательское поведение и стремление к познанию и созданию.

развиваем способности ребенка

Творческие способности развиваются в деятельности. В детстве у наших малышей самая важная деятельность — это игра. Играя, фантазируя и воображая, наши дети развиваются.

И главное — творческие способности во многом определяются единством родительских взглядов и усилий. Родители либо создадут основу для их развития, либо поколеблют уверенность в своих силах.

Умеренность и аккуратность

Бывает и так: мама видит перед собой Паваротти 3-летнего возраста, а папа убежден, что в семье растет маленький Пикассо; дедушка уверен — ребенок станет великим спортсменом, а бабушка вообще не видит во внуке чего-то незаурядного. И каждый из них прилагает максимум усилий в своем направлении. В таком случае, забывая о личности малыша, радуя свое самолюбие, они серьезно подрывают внутренние ресурсы детского организма. А для гармоничного развития ребенка, станет он Великим или нет, необходима последовательность и методичность. Ведь, даже будучи гением, он должен быть психически и физически здоров и чувствовать себя любимым в семье просто потому, что он есть на свете.

осторожность и умеренность

Главное — помнить, что каждый ребенок талантлив, быть внимательнее к проявлениям его дарований — и у вас все получится!

Отправить ответ

avatar