Претензии: как правильно выслушивать и высказывать

Время от времени в процессе общения у людей возникают друг к другу различного рода претензии. Это совершенно естественно, и не следует скрывать или относится к ним негативно. Реакция на требования зависит от характера, возраста и воспитания человека.

претензии как высказывать и выслушивать

Как выслушивать претензии

Чаще всего у оппонента возникают отрицательные эмоции, которые потом негативно сказываются на личностных отношениях. Но основная задача того, кто выслушивает требования, не обижаться и не уходить в свою раковину, а проанализировать полученную информацию и постараться извлечь из нее пользу. Это дается порой достаточно тяжело, ведь подобная практика требует большого самообладания и терпения, а также умения взглянуть на ситуацию объективно.

как правильно относиться к претензии

  1. Чтобы справиться с первой негативной реакцией, необходимо понять, что другой человек тоже имеет право на свое мнение.
  2. Если же сама претензия не имеет никакого основания, следует твердо, без эмоций, четко изложить факты своему оппоненту. Обычно при грамотном преподнесении информации мнение другого человека меняется, и непонимание исчезает само по себе.
  3. Если же собеседник продолжает настаивать на своем, то здесь возможны два варианта: либо он прав, либо полностью не владеет ситуацией, и дальнейшее переубеждение может закончиться ссорой. В первом случае необходимо принять свою ошибку, ведь непогрешимых людей нет, и постараться исправить ситуацию. Во втором случае лучше отнести мнение собеседника к разряду непохожего, отличающегося от собственного личного опыта и молча выслушать его недовольство.
  4. Затем твердо закончить разговор фразой, что, несмотря на сказанное, все останется по-прежнему. Потому что дело каждого человека – принять претензию к вниманию и следовать совету либо остаться при своем мнении. Но в этом случае можно получить сильную негативную реакцию от собеседника. Возможно, такой поворот событий его не будет устраивать.
  5. В таком случае встает другой вопрос – насколько этот человек близок? Ведь для сохранения отношений иногда приходится находить компромисс. Обычно небольшой уступки хватает, чтобы сохранить равновесие и не испортить отношения.

В любом случае, при выслушивании претензии любого содержания необходимо сохранять самообладание и дать оппоненту возможность полностью высказаться, не перебивая его.

Как правильно высказывать претензии

Эта задача довольно трудная, хотя на первый взгляд и может показаться простой. Ведь основная её цель не настроить против себя собеседника, а донести до него собственное мнение, создать пищу для размышления, дать возможность обратить внимание на тот предмет или поведение, о котором он даже не задумывался. От правильного преподнесения информации будет зависеть, прислушается он к ней или нет.

Залог продуктивного диалога это хорошие межличностные отношения, вам необходимо научиться слушать вашего собеседника.

как высказывать претензии

  • Во-первых, весь разговор должен проходить без эмоциональной окраски, с четким высказыванием всех фактов. Они должны быть правдивы и неоспоримы, личностные фантазии и домыслы не принимаются во внимание.
  • Во-вторых, не стоит переходить на личности, надо вести разговор только в том направлении, которое затрагивает данную проблему. Не следует собирать все в кучу, угнетать или унижать личное достоинство собеседника.
  • В-третьих, претензии должны произноситься без посторонних глаз и ушей. Необходимо выбрать нужное время и правильный момент, не отвлекать другого человека от важного занятия, не «выплескивать» на него подобные вещи, когда он пребывает в состоянии счастья или чрезмерной грусти.
  • В-четвертых, даже если собеседник полностью не прав, не стоит применять шантаж или другой способ давления, это только создаст психологическое давление, но не переубедит оппонента.

Индивидуальный подход при высказывании претензии

Сам характер высказывания полностью зависит от того, кому они предназначаются. Это может быть сотрудник, коллега, подчиненный, родственник, ребенок или даже любимый человек.

важно учитывать на кого направлена претензия

Стоит помнить, что к каждому человеку нужен индивидуальный подход, чтобы получить положительный результат, а не обиду или даже вражду. Для каждого следует подобрать те слова и доводы, которые ему будут понятны и не принесут дискомфорта.

  • Детям лучше высказывать претензии в форме наглядного сравнения, либо провести параллели с каким-нибудь негативным мультяшным героем и объяснить возможные последствия нежелательно поведения. Хорошо читать детям сказки, ведь они прекрасно учат жизненным ценностям.
  • Любимому человеку лучше всего объяснить, как его поступки негативно сказываются на отношениях и взаимных чувствах. Порой этого бывает достаточно.
  • Для коллег и других сотрудников самым объективным способом высказывания претензии будет обоснованный разговор о том, как подобные действия влияют на результаты работы, что при небольшой корректировке они улучшатся, и это положительно отразится на всем коллективе.

В любом случае, необходимо терпение и грамотный подход, особенно в таком щепетильном деле, как высказывание претензий.

Отправить ответ

avatar